В канун 179-й годовщины со дня рождения выдающегося художника Николая Ярошенко, которую торжественно отметят 13 декабря, специальный корреспондент «Нашего Кисловодска» Николай Близнюк встретился с директором Мемориального музея-усадьбы Н. А. Ярошенко Натальей Шумайловой.

— Наталья Борисовна, пожалуйста, коротко расскажите читателям «Нашего Кисловодска» о Николае Александровиче Ярошенко.
— Николай Ярошенко родился в семье хорошо образованного военного человека Александра Михайловича Ярошенко. Отец не представлял для Николая никакой иной карьеры, кроме военной.
В девять лет мальчика определили в кадетский корпус. Там помимо общеобразовательных предметов и начальной военной подготовки воспитанники занимались и рисованием.
Учитель изобразительного искусства Зайцев отмечал незаурядные художественные способности кадета Ярошенко и советовал их развивать.
Высшее военное образование Николай Ярошенко получил в Петербурге, где окончил Михайловскую артиллерийскую академию.
Ровно 10 лет назад по инициативе предыдущего директора Мемориального музея-усадьбы Н.А. Ярошенко в Кисловодске Нины Сергеевны Бескровной на фасаде Михайловской артиллерийской академии в Петербурге торжественно установили мемориальную доску выпускнику этого учебного заведения, выдающемуся художнику Николаю Александровичу Ярошенко.
Сегодня я отправила в Михайловскую артиллерийскую академию Поздравление с 205-летием основания этого прославленного военного учебного заведения. В нём я также написала, что мы очень ждём их представителей в следующем году в Кисловодске на праздновании 180-летие со дня рождения Николая Александровича Ярошенко.
С отличием окончив академию, Николай Ярошенко был сразу произведён в штабс-капитаны и назначен на ответственную должность на Петербургском патронном заводе. Там он прослужил более 20 лет и вышел в отставку в чине генерал-майора.
Во время учёбы в Михайловской артиллерийской академии, Николай Ярошенко брал уроки рисования и живописи в Петербургской академии художеств. Таким образом, он ещё в молодости получил основательное художественное образование.
После завершения военной службы Николай Александрович всецело отдался живописи.
В то время 14 талантливых выпускников Петербургской академии художеств во главе с Иваном Крамским учредили Товарищество передвижных художественных выставок. Их взгляды на современное изобразительное искусство были близки Николаю Ярошенко.
Уже на четвёртой передвижной выставке Николай Александрович громко заявил о себе картиной «Невский проспект ночью». А после того, как на последующих выставках он представил картины «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», о художнике Ярошенко заговорил весь Петербург. Меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков прямо на выставках приобрёл их для своей галереи в Москве.
Николая Александровича единогласно приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Вскоре его избрали в правление артели художников.
Вплоть до своей кончины в 1898 году Николай Александрович Ярошенко руководил деятельностью Товарищества.

— Когда и почему Ярошенко приобрёл дачу в Кисловодске? И как она превратилась в островок духовности на Северном Кавказе?
— Кавказ, с которым Ярошенко впервые познакомился через гениальные стихотворения Пушкина и Лермонтова, с молодых лет привлекал художника.
Первые наброски кавказских гор и речушек в альбомах Николая Александровича появились в 1874 году, когда он отдыхал на Юге России.
В 1885 году Николай Ярошенко женился на Марии Навротиной. Тогда же по просьбе молодой супруги генерал-майор артиллерии приобрёл усадьбу в красивейшем месте Кисловодской слободы – над речкой Ольховкой.
При Николае Александровиче летом на его кисловодской даче кипела творческая жизнь столичной интеллигенции. О чём свидетельствует установленная на «Белой вилле» мемориальная доска. В усадьбе Ярошенко отдыхали, спорили, творили: художники Репин, Куинджи, Касаткин, Дубовской, Нестеров, химик Менделеев, писатель Успенский, историк Соловьёв, оперные певцы Шаляпин, Собинов, композитор Рахманинов и другие выдающиеся представители интеллигенции Российской Империи.
Например, художник Нестеров не только венчался со своей второй супругой в Свято-Никольском соборе Кисловодска, а отпраздновал в усадьбе Ярошенко свадьбу, на которой пел Собинов.
После скоропостижной смерти Николая Александровича в 1898 году его вдова Мария Павловна Ярошенко ещё 17 лет старалась сохранять традиции этого дома.
Однако, после её кончины в 1915 году и череды бурных исторических событий усадьба художника Ярошенко на четыре десятка лет пришла в запустение. В ней разместили коммунальные квартиры с их неприглядным бытом.
Восстановить усадьбу Ярошенко, «Белую виллу», собрать здесь богатейшую коллекцию живописных и графических работа удалось благодаря подвижническому труду основателя музея Владимира Вячеславовича Секлюцкого, сменившей его на посту директора Нины Сергеевны Бескровной и деятельной помощи таких известных кисловодчан, как Любовь Николаевна Волошина, Виталий Лазаревич Харин, Пётр Иванович Тырнов, Борис Матвеевич Розенфельд и многих других.
А Народный артист России Станислав Сергеевич Говорухин, который много лет возглавлял Общественный совет музея, в 1995 году оставил такую запись в книге отзывов: « Прекрасный музей, чудесные люди сохранили нашу историю. Любовь к Отечеству сильнее сил разрушения. Благодарим музей за этот чистый островок, источник духовности».
В 2013-м году это государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края возглавила я. И пока всё получается.

— Насколько обширны фонды Мемориального музея-усадьбы Ярошенко? И чем вы особенно гордитесь?
— Музей обладает богатейшей коллекцией русской живописи. Весь фонд составляет 8,5 тысяч единиц хранения. Из них половина – это подлинные живописные и графические работы, которые прошли атрибуцию (исследование, направленное на определение авторства, времени и места создания).
На средства, выделенные по нацпроекту «Культура», в Мемориальном музее-усадьбе Ярошенко оборудовали одно из лучших фондохранилищ среди всех художественных музеев на Юге России.
На днях из фондов музея мы сформировали и открыли выставку графики Кустодиева, Репина и гениального Фёдора Васильева, которого Крамской называл «золотым мальчиком». К сожалению, он прожил всего 23 года.
Гордость музея – это, конечно же, «Белая вилла» где представлена богатейшая коллекция работ Николая Александровича Ярошенко. Все полотна подлинные, кроме «визитных карточек» Николая Александровича Ярошенко: «Всюду жизнь», «Кочегар», «Заключённый» и «Песня о былом». Их Павел Михайлович Третьяков купил прямо на выставках передвижников. Оригиналы находятся в Третьяковской галерее в Москве и в Государственном Русском музее в Петербурге, а в Кисловодске выставлены их высококачественные копии.
В постоянной экспозиции Русского музея представлены написанные Николаем Александровичем Ярошенко в Кисловодске картины «В тёплых краях» и «На качелях». Мы знаем историю написания этих картин, и кто для них позировал.
Для нашего музея особенно большую ценность представляет «Песня о былом», которая находится в фондах Русского музея в Петербурге. Потому, что эта картина написана на Кавказе и на ней запечатлён друг Николая Ярошенко — балкарский просветитель Исмаил Урусбиев. Русский музей разрешил нам сделать копию. Её выполнил член Союза художников России кисловодчанин Александр Павлович Елдышев.
Несколько лет назад, в рамках празднования Дня Ставропольского края, министерство культуры рекомендовало нам креативно представить одну из картин Николая Александровича. Мы выбрали «Хор». Она написана здесь, в кисловодской усадьбе. Имя мальчика, который позировал Николаю Александровичу, стоя сбоку от хора, доподлинно известно. Это Сеня Подушинский. Уже будучи в пожилом возрасте, он пришёл в музей и рассказал, как они, слободские ребята, радовались, когда Николай Александрович летом приезжал в Кисловодск. Они бегали за газетами и выполняли другие его мелкие поручения, а художник щедро угощал их яблоками.

Мы сделали фотозону с этой картиной. Она разбита на три плана. Благодаря этому, можно войти внутрь фотозоны и стать героем картины.
На следующий год мы продолжили проект, который назвали «Шедевры, рождённые в Кисловодске». Использовали этюд «Полевые цветы» к картине «Летом».
Однажды, Николай Александрович возвращался с этюдов и вдруг увидел, как его соседка в лёгком платье прилегла у стога сена, а на шляпку положила полевые цветы. Сохранились воспоминания героини о том, как она позировала Николаю Александровичу.
Картина «Летом» погибла в годы Великой Отечественной войны. По сохранившимся репродукциям мы изготовили «картину-призрак» — распечатали на тонкой ткани картину, а на ней цветом выделили сохранившийся этюд «Полевые цветы». Получилась очень красивая фотозона. Каждая женщина может прилечь у стога сена с книжечкой и шляпкой, на которой лежат полевые цветы с этюда Ярошенко.
— Насколько популярен Мемориальный музей-усадьба Ярошенко? И чем, помимо выставочной деятельности, он занимается?
— Музей процветает. По итогам 2025 года мы ожидаем около ста тысяч посетителей. Чтобы не образовывались очереди, пришлось в добавок к обычным кассам установить автоматические билетные терминалы.

Соответственно, и финансовый план, который нам доводит министерство культуры Ставропольского края, мы выполняем с лихвой.
Огорчает лишь то, что подавляющее большинство посетителей — иногородние. В основном, из Москвы и Петербурга.
А из кисловодчан полюбоваться богатейшей коллекцией живописи русских художников приходят лишь немногочисленные представители интеллигенции. К сожалению, многие взрослые горожане здесь никогда не были. Видимо, тягу к прекрасному люди впитывают с молоком матери.
Поэтому мы много и активно работаем с юными кисловодчанами. В усадьбе постоянно проходят пленэры учащихся художественной школы имени Ярошенко. Прекрасно, что дети имеют возможность учиться на подлинных картинах выдающихся русских художников.
В своё время Нина Сергеевна Бескровная организовала конкурс «Наследники Ярошенко». В его рамках мы проводим выставки работ юных художников. Их работы выставляем в залах музея и организуем «народное голосование» посетителей. Этой традиции уже более десятка лет.
Также, начиная с 1986 года, в музее-усадьбе Ярошенко торжественно вручают дипломы выпускникам художественной школы.
Помимо художественной школы мы стараемся работать со всеми общеобразовательными учебными заведениями. Стремимся донести до школьников, что Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко — это гордость всего Ставропольского края.
Каждый год седьмого июля – в день памяти Николая Александровича Ярошенко — мы посещаем место его захоронения в ограде Свято-Никольского собора. Стоя у могилы художника, я говорю: «Существует ли бессмертие? Наверное, существует. Человек умер в 1898 году, а мы каждый год в память о нём проводим панихиду по всем правилам православия».
— Это всё реализованные мероприятия. А какие планы есть у Мемориального музея-усадьбы Н. А. Ярошенко?
— 13 декабря, в 179-ю годовщину со дня рождения Николая Александровича, у нас состоится великолепный концерт нового солиста Госфилармонии на КМВ. Её генеральный директор, Заслуженная артистка России Светлана Владимировна Бережная – наш большой друг.
Она часто помогает организовывать концерты на мероприятиях памяти Николая Александровича Ярошенко. Надеюсь, артисты Госфилармонии примут деятельное участие и в масштабных торжествах по поводу 180-летия Николая Александровича Ярошенко, которые мы планируем организовать в 2026 году.
С директором национального парка «Кисловодский» Дмитрием Сергеевичем Науменко мы сейчас прорабатываем возможность установки информационных стендов в местах, где выдающиеся художники писали те или иные картины. Полагаю, что если, например, появится табличка, что данный участок реки Ольховки изобразил художник Васнецов в своей картине, то это поднимет статус и парка, и города, и музея Н. А. Ярошенко.
Недавно в городе-курорте были установлены и узаконены красивые рекламные стенды Мемориального музея-усадьбы Н. А. Ярошенко. А на улице Парковый пешеход разместили репродукции картин Николая Александровича и других художников из собрания нашего музея. Жаль, что под ними пока нет надписей с фамилией автора.
Десятки тысяч посетителей из уст в уста передают свои впечатления о Мемориальном музее-усадьбе Ярошенко. Это компенсирует недостаточное количество рекламы. Но хотелось бы их отзывы дополнить информацией из различных источников, вновь и вновь подчёркивая, что город-курорт Кисловодск связан с именем такого выдающегося человек, как Николай Александрович Ярошенко.
Надеюсь, эта публикация в интернет-газете «Наш Кисловодск» внесёт определённый вклад в дело привлечения местных жителей к такому замечательному островку духовности, как Мемориальный музей Н.А.Ярошенко.
Николай Близнюк
Фото автора








