Подводя итоги фестиваля Академической музыки имени В.И.Сафонова «Музыкальные путешествия с П.Чайковским», можно с уверенностью сказать, что Северо-Кавказская филармония еще раз подтвердила свой высочайший профессиональный уровень. Прошли интересные программы симфонического оркестра, оперные спектакли, камерные и органные концерты. Залы филармонии были переполнены. Таких продолжительных аплодисментов и оваций не было за все 120 лет истории Курзала.
Последние концерты симфонического оркестра были яркими и незабываемыми. За дирижерским пультом стоял маэстро из Москвы, лауреат международных конкурсов Димитрис Ботинис. В настоящее время он работает в Московской филармонии. Важным этапом в его творческой карьере стало участие в мастер-курсах у известного дирижера, народного артиста СССР Юрия Симонова, который в 1967 году был главным дирижером Кисловодского симфонического оркестра, а с 1970 года возглавлял оркестр Большого театра. Сейчас Юрий Иванович руководит Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии.
В двух последних концертах прозвучали две гениальные симфонии Петра Ильича Чайковского (Вторая и Пятая).
«Каждая симфония Чайковского внесла новое и заветное слово в историю русского симфонизма», — писала в своих очерках музыковед Надежда Николаева.
Вторую симфонию композитор писал летом 1872 года. В это время он находился в украинском имении Каменка, у своих родственников. Эта местность очень привлекала Чайковского и вдохновляла его на поиски новых разработок. В этой симфонии была использована украинская народная песня «Журавель». Позднее произведение получило название «Малороссийской» или «Симфония с журавлем». Невольно вспоминается высказывание М.И.Глинки: «Музыку создает народ, а мы, художники, ее оранжируем». Национальный колорит в точности передал в своей интерпретации музыкального полотна Чайковского маэстро Д.Ботинис.
Пятая симфония – это новый творческий этап композитора. Премьера состоялась в Петербурге в 1888 году, дирижировал сам автор. В ней красной нитью проходит тема судьбы и рока. Тяжелое душевное состояние не покидает композитора, он даже считает ее неудачной. Но в 1889 году, после исполнения в Гамбурге, композитор поменял свое мнение, признав за сочинением ряд очевидных достоинств.
Для музыканта очень ценно качество перевоплощения, которым обладает Димитрис Ботинис. Ему удалось показать трагизм и величие этого произведения. Увенчала симфонические программы кантата П.И.Чайковского «Москва». Высоко ценимый при дворе, уже всемирно известный композитор, получил заказ на кантату от комиссии, подготавливающей коронацию Александра. 15 мая 1883 года она была исполнена в Грановитой палате. Это произведение было помпезно исполнено 8 августа 2015 года в зале имени Скрябина, блестяще отобразив патриотическое направление творчества П.И.Чайковского. Она прозвучала в исполнении Академического симфонического оркестра филармонического хора, (руководитель дипломант Всероссийского конкурса Алина Мухамерджанова), солисты лауреат международных конкурсов Сергей Майданов (баритон) и Элеонора Кипренская (меццо-сопрано).
Коллектив Северо-Кавказской филармонии прощается со зрителями до сентября 2015 года. С открытием нового сезона мы ждем новых интересных программ.
Любовь ФЕДОРОВА
Жаль , что абонемент для посещения концертов по субботам и вочкресеньям резко подорожал для горожан?!..