Николай БЛИЗНЮК
В таком, — весьма неудобном, — положении вот уже полтора десятка лет пребывают города – курорты Кавказских Минеральных Вод. И конца этому не видно…
На днях на совещании в Кисловодске вновь (наверное, уже в тысячный раз) говорили о статусе курортов Кавказских Минеральных Вод. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков заметил:
— Может быть, стоить подумать о каком-то особом экономическом и политическом статусе таких территорий, как южный берег Крыма и Кавказские Минеральные Воды. Ведь подобных исключительных регионов в стране меньше десятка. Поэтому такое предложение все время приходит на ум.
В ответ Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов пояснил, что его Министерство уже третий год разрабатывает Закон «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды»:
— Хотя дорога оказалась очень тяжелой, мы продолжаем двигаться в этом направлении. Уже нашли определенные точки понимания с экспертно-правовым Управлением. Надеюсь, и дальше будет положительная динамика. Так мы хотим выделить эту территорию.
Лев Кузнецов напомнил, что на Ставрополье уже давно идет дискуссия: как выделить Кавказские Минеральные Воды, но таким образом, чтобы они оставались в составе края.
В 1992-м году, когда курорты КМВ балансировали на краю пропасти, Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации». В его тексте легко проследить аналогию с Указами Российских императоров, наделивших Кавказские Минеральные Воды статусом лечебной местности государственного значения и учредивших для управления ею Дирекцию КМВ. Решение вполне логичное. Водный, воздушный бассейны и другие природные лечебные факторы Кавминвод едины, соответственно, должно быть и единое государственное управление ими. Однако, зерно будущего раздрая в Указ первого Президента новой России все же попало. «Непосредственное государственное управление этим регионом возложить на Администрацию Кавказских Минеральных Вод, руководитель которой назначается Президентом Российской Федерации…», но «…По представлению Главы администрации Ставропольского края и является его заместителем».
Хорошо помню, сколь самоуверенно и независимо держал себя первый руководитель Администрации КМВ Алексей Кулаковский. И как это бесило представителей краевой администрации. Главы же городов и районов КМВ только опасливо озирались, стараясь угадать, чью сторону им выгоднее занять.
На одном из мероприятий, где Алексей Викторович ясно дал понять представителям краевой власти, кто главный на Кавминводах, я услышал шепот за спиной: «Этот долго не протянет». И действительно, года через три пошли разговоры, что на Кулаковского нарыли компромат, а прокурор ему чуть ли ни уголовное дело шьет. Скорый на расправу «царь Борис» тут же убрал Кулаковского из Администрации КМВ. Не знаю, насколько обоснованы были обвинения прокуратуры. Но, видимо, не очень, — поскольку Алексей Викторович затем занимал весьма ответственные посты в Управлении делами Президента РФ и в других федеральных структурах. А вот то, что этот конфликт обнажил подспудную борьбу федерального центра и региона за влияние на Кавминводах, очевидно.
Из последующих руководителей Администрации КМВ дольше всех продержался на этом посту Виталий Михайленко. Плоть от плоти ставропольской управленческой номенклатуры, он всеми силами старался поладить с краевой властью. Везде и всюду Виталий Иванович подчеркивал, что Кавказские Минеральные Воды — неотъемлемая часть Ставропольского края; вновь и вновь поминал губернатора Александра Черногорова, неизменно ставя его впереди себя. Но и за столь демонстративным единодушием, как потом выяснилось, продолжалась борьба. Уже выйдя в отставку, Виталий Иванович рассказал: именно губернатор Черногоров перед решающим голосованием в Государственной Думе «завернул» подготовленный Администрацией КМВ и согласованный во всех инстанциях законопроект о Кавказских Минеральных Водах, который должен был упрочить федеральный статус курортного региона.
При последующих губернаторах Ставропольского края центр власти на КМВ явственно сместился в сторону регионального «стула». Администрации КМВ целенаправленно урезали финансирование, сокращали штаты. А ее функции передавали структурам краевого правительства – сначала министерству курортов и туризма, а затем — министерству культуры. Объясняли это тем, что Администрация КМВ слишком дорого обходится региональному бюджету, а проку от нее мало.
Последнее, быть может, и справедливо. Но тому есть объективная причина – появление на Кавминводах третьего «стула» — органов местного самоуправления, формально независимых от государственной власти.
В 1998-м году Российская Федерация присоединилась к европейской Хартии местного самоуправления. Это накладывало на нашу страну определенные обязательства, но и давало шанс избавиться от озвученного Михаилом Лермонтовым клейма: «Страна рабов, страна господ». В сентябре 2003-го Государственная Дума приняла Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Уже через год Ставропольский край первым в стране (наряду с Новосибирской областью) стал внедрять этот Закон.
Далеко не все его поддерживали. Даже из муниципальных чиновников. Так, многоопытный глава Минераловодского муниципального района Михаил Чукавин (в прошлом депутат Думы Ставропольского края, заместитель руководителя Администрации КМВ) в беседе со мной, корреспондентом «Ставропольской правды», публично заявил: «Я утверждаю: после внедрения в стране 131-го Закона, муниципалитетам будет только хуже».
Основной довод Михаила Васильевича и ряда его коллег состоял в том, что реальной самостоятельности муниципалитеты не получат, поскольку даже у тех, которые в состоянии сами себя содержать, доходы отберут в вышестоящие бюджеты. В 2005-м году Михаил Чукавин рассказал: «В прошлом году мы собрали 1 миллиард 300 миллионов налоговых и неналоговых платежей. Из них муниципальному району осталось только 23,9 процента. Муниципалитеты заведомо ставят в унизительное положение, когда они вынуждены с протянутой рукой ждать, даст ли им что-нибудь государственная власть субъекта Федерации».
Спустя три года мэр Кисловодска Виталий Бирюков привел еще более удручающую статистику: «В 2007-м году наш город собрал в виде налогов и обязательных платежей 1 миллиард 828 миллионов рублей. Из них в федеральный и краевой бюджеты перечислено 1 миллиард 480 миллионов. От общей суммы налогов, собранных на территории Кисловодска, местному бюджету остается только 19 процентов. Нехватка финансовых средств не позволяет решать даже самые острые проблемы города-курорта».
Наконец, в прошлом году несправедливым распределением налогов возмутился нынешний глава Кисловодска Александр Курбатов. Он даже пошел «ва-банк»: в октябре на выездном заседании шести комитетов Совета Федерации пытался доказать, что городу-курорту, который не имеет права развивать промышленность и в котором 14 процентов земли выпадают из налогооблагаемой базы, поскольку на ней располагаются федеральные объекты, необходимо существенно увеличить процент отчислений от собираемых налогов. Но присутствовавший на заседании заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров твердо дал понять муниципалам, что им не стоит надеяться на пересмотр процента отчислений. В результате сейчас в бюджете Кисловодска дыр больше, чем в голландском сыре. А власти и население надеются только на дотации и субсидии из регионального бюджета, да на «манну небесную» — из федерального.
Впрочем, надежды на помощь федерального бюджета курортам КМВ весьма зыбки. Я помню, какой был энтузиазм в мэриях городов-курортов после того, как 17 января 2006 года Правительство РФ приняло Постановление, утвердившее Положения о курортах федерального значения Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск. Но уже через два года в администрациях всех четырех городов-курортов федерального значения в голос говорили о том, что федеральный статус оказался пустышкой, что к Кисловодску, Пятигорску, Ессентукам и Железноводску относятся как к рядовым муниципалитетам. В июне 2008-го местная газета опубликовала крик отчаянья мэра Виталия Бирюкова: «Сегодня, как никогда, необходимо «де факто» подтвердить статус Кисловодска как федерального курорта».
Итак, воплотить в жизнь основную идею реформы местного самоуправления начала 2000-х, — побудить население Российской Федерации к самоорганизации и самоуправлению, изжить психологию «вот приедет барин…», — не удалось. А после того, как отменили всенародные выборы мэров, чиновники и рядовые граждане даже стесняются употреблять словосочетание «местное самоуправление». Ибо, как едко заметил известный политик Сергей Митрохин, «местное самоуправление без выборов мэров, это как плавание в бассейне без воды».
Плюсов от третьего «стула» – местного самоуправления, Кавказские Минеральные Воды получили мало, а минусов – предостаточно. Формальное отделение муниципалитетов от органов государственной власти, по сути, парализовало управление Кавказскими Минеральными Водами как единым эколого-курортным регионом. Зачастую действия властей городов-курортов шли вразрез с интересами охраны природы и культурного наследия курортного региона. Это и безудержная «точечная» застройка курортов коммерческими жилыми многоэтажками и офисами, и уничтожение зеленых насаждений, и хаос с утилизацией отходов…
Впрочем, и сами города-курорты изрядно потеряли от приобщения к статусу «местное самоуправление». Он серьезно ограничил их право напрямую получать финансовую помощь из федерального бюджета. А также мешает вести диалог с федеральными учреждениями и ведомствами. К чему это приводит, рассказал глава Кисловодска Александр Курбатов на упомянутом выше совещании под председательством Министра по делам Северного Кавказа:
— Так, Министерство культуры России внесло 40 миллионов рублей на реконструкцию крыши и фасадов памятника культуры «Комплекс Главных Нарзанных ванн». После чего на 99 лет передало здание в аренду частной фирме. Арендная плата составляет 13 миллионов рублей в год. Хотя здание стоит на земле города-курорта Кисловодска, вся арендная плата будет уходить в федеральный бюджет. Другой пример. В Кисловодске представительство недавно ликвидированной антинаркотической службы располагалось в переулке Бородинском. Это центр Курортной зоны. Вместо того, чтобы на принципах государственно-частного партнерства придать этому зданию профильную для курорта функцию, туда без всякого согласования с городскими властями переселяют паспортный стол и миграционную службу. Сейчас Интернет завален публикациями о том, что в центр курортной зоны Кисловодска превратился в балаган, где собирается множество людей и машин.
Разговор о статусе Кавказских Минеральных Вод на совещании, в котором участвовали Министр Российской Федерации, депутат Государственной Думы, семь сенаторов, шесть членов правительства Ставропольского края и глава муниципалитета, по существу, закончился ничем.
Не мню себя самым умным, но, вывод напрашивается сам собой: чтобы курорты федерального значения обрели устойчивость и полнее соответствовали своему предназначению, под ними нужно оставить только один «стул». Как это сделать?
В 80-е годы минувшего века в советской прессе огромной популярностью пользовалась рубрика «Если бы директором был я». Так вот: если бы «директором» был я, то инициировал бы поправку в 131-й Федеральный закон, где бы говорилось, что действие данного закона не распространяется на особо охраняемые эколого-курортные регионы Российской Федерации. Путь администрациями городов-курортов КМВ управляют государственные служащие, строго придерживающиеся общей стратегии развития курортного региона. Затем, я бы очень внимательно посмотрел законопроект о КМВ, разработанный Минкавказом, с тем, чтобы максимально усилить в нем федеральное управление. Доводить дело до выделения Кавказских Минеральных Вод в отдельный субъект, наверное, не стоит. Хотя люди моего поколения хорошо помнят, что еще сравнительно недавно Карачаево-Черкессия была частью Ставропольского края. Затем она стала отдельным субъектом Федерации – и никакой катастрофы на Ставрополье из-за этого не случилось. Однако, выделение региона Кавказских Минеральных Вод прошло бы куда более болезненно, поскольку затронуло бы границы сразу трех субъектов Федерации: КЧР, КБР и Ставропольского края. Полагаю, надо просто полюбовно договориться с региональными правительствами: вы получаете определенные отчисления от доходов санаторно-курортной отрасли за пользование природными лечебными факторами, но не вмешиваетесь в управление курортным регионом, которое осуществляет базирующийся на КМВ уполномоченный федеральный орган.
Мечты, мечты… Реальность же состоит в том, что я не «директор», а посему вынужден сидеть и ждать: «вот приедет барин, барин нас рассудит».
Николай Близнюк,
житель города-курорта Кисловодска
Боюсь, что дело не в количестве стульев и даже не в вопросе их наличия. И чиновники и общественность давно предлагают разные возможные схемы администрирования курортов, разные комбинации управления ими, но толку нет и не будет, пока система не станет социально ответственной и прозрачной. Местное самоуправление нужно. Оно сейчас конечно, очень мягко скажем, далёкое от совершенства, но оно нужно. Трудно, но надо учиться строить местное самоуправление. Лучше трудно учиться, чем совсем не учиться. А вот конечно систему финансирования курортов надо пересматривать. Но это тоже не панацея. Мало «завалить что-то или кого-то деньгами», надо проследить, чтобы деньги были рационально и эффективно потрачены. А с этим: бяда-бяда-бяда… А по поводу того как управлять курортами, вот одно давнишнее интервью тех времен, когда у нас хотели создать единый город «Кавминводск»: http://kmvnews.ru/news/item/2047-arch2047_goroda_otdelnye_-_no_upravlenie_edinoe