Уникальное Урочище Джилы-Су, находящееся на высоте около 2500 метров – одно из самых удивительных, знаменитых и посещаемых достопримечательностей Приэльбрусья. Как российские, так и иностранные туристы стремятся попасть к его теплым источникам, водопадам, гигантским природным изваяниям из вулканической лавы. И даже от самого путешествия на автомобиле по потрясающим горным вершинам и ущельям просто захватывает дух… Впрочем, захватывать и потрясать его начинает уже на первых отрезках пути, но — увы, по совсем другой причине.
На пути к жемчужине Кавказа
Единственная дорога к Джилы-Су ведет от Кисловодска, начинаясь от улицы Гагарина. За границей Кисловодского городского округа она проходит по Предгорному району Ставрополья, затем — по Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Ежедневно по ней курсирует огромное количество легковых и грузовых автомобилей и экскурсионных автобусов.
Сегодня для Кисловодска, стремящегося к статусу курорта международного уровня, очень важно не только развитие городских территорий, но и профессионализм в сфере турсервиса, в том числе качество туристических маршрутов. Соответственно, и качество 80-километровой дороги на Джилы-Су.
Прав был классик
Казалось бы, все субъекты и муниципалитеты, по которым проложен этот маршрут, заинтересованы в том, чтобы как минимум не ударить перед проезжающими гостями лицом в грязь. Но – ударяют, причем практически в прямом смысле.
Достойно, прямо-таки по-европейски на территории Ставропольского края выглядят сегодня только два самых первых километра этой дороги — участок до окраины поселка Индустрии, где проходит граница с Предгорным районом. Безукоризненно гладкое асфальтовое полотно, по обе стороны аккуратные ливневки, фонари на солнечных батареях. За счет средств из городского и краевого бюджетов, выделенных в рамках развития дорожно-транспортной инфраструктуры городского округа, кисловодчане сделали эту дорогу действительно на совесть.
При выезде из поселка – словно разрез под прямым углом: фонари и ливневки закончились на стыке двух асфальтов, и машину начинает трясти, как на стиральной доске. Это говорит о том, что не соблюдаются технологии, не соответствуют требованиям качество и толщина асфальта. В общем, все по-русски, и невольно всплывает бессмертная фраза Гоголя про две главные российские беды — «дураков и дороги». Не надо быть специалистом, чтобы понять: этот асфальт на крутой трассе даже при сегодняшней нагрузке, не говоря уже об ожидаемой в будущем, долго не продержится. Да и заканчивается он так же неожиданно, меньше километра не дотянув до границы с Карачаево-Черкессией. Впереди, до самого Барана, полотно разбито вдребезги, сплошные ямы. Может быть, у Предгорного района просто не хватает средств?
Средства выделены
— Заказчиком нашей дороги выступали мы, а дорога дальше – Предгорного района. Я просил губернатора выделить деньги Предгорному району на этот участок дороги, понимая, что она нужна прежде всего нам: для наших гостей на Джилы-Су, на Баран. Они были выделены, — заверил нас глава Кисловодска Александр Курбатов. — Но вот сейчас видите сами, как сделано, там столько нарушений с точки зрения технологии, что этой дороги, которой 30 лет не было, завтра опять не будет. Там очень тонкий асфальт, на нем уже промятины, деньги просто жалко. Есть же какие-то гарантии, обязательства подрядной организации, есть контрольно-счетные органы, минстрой СК, соответствующие структуры. Надо добиться, чтобы за те деньги, которые были выделены, работу провели качественно…
А в Предгорном районе спокойно
Глава Предгорного района Игорь Мятников получение и даже частичное освоение краевых средств подтверждает и заверяет, что работа находится… на стадии завершения:
— Ремонт автомобильной дороги Кисловодск-Правоберезовский-Кичи-Балык в Предгорном районе ведётся благодаря соглашению между министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и предоставлении из бюджета Ставропольского края субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. Дорожники отремонтировали 2 548 метров асфальтобетонного покрытия. Согласно контракту подрядчик завершит работу до 30 августа 2020 года. Работа находится на завершающем этапе, осталось выполнить только укрепление обочины и разметку.
Этот комментарий главы региона, опубликованный в газете «Искра», оставляет в тени несколько вопросов. Первый – это откровенно низкое качество ремонта дорожного полотна, явно не соответствующее требованиям. А второе – протяженность ремонтируемого участка. Если действительно остались только обочина и разметка, то кто должен ремонтировать разбитый асфальт на почти километровом участке до Барана? Разве там, где кончается сегодня свежий черный асфальт, проходит граница с КЧР?
В общем, вопросов много. Мы берем эту тему под контроль и обещаем к ней еще вернуться.