В последнее время в редакцию поступают жалобы на работу компании ПАО «Ростелеком», в частности, на качество работы, на недоступность руководства на местах этой крупнейшей коммуникационной компании. Для справки: ПАО «Ростелеком» — это компания-гигант с миллиардным оборотом.
Вот один из примеров. В квартире у 92-летнего жителя Кисловодска К. не работает радиоточка, за которую он исправно платит. Ветеран неоднократно приходил в кисловодское представительство «Ростелекома» в Доме связи с целью подать заявку на ремонт, но куда и к кому обратиться, так и не нашел: сотрудники компании только пожимали плечами, оставляя просьбы мужчины без ответа.
Конечно, в эпоху интернета и эфира проводное радио считается нерентабельным архаизмом, но для очень пожилых людей, которых в нашем городе наберутся десятки тысяч, это радио — привычное окно в мир. К тому же собственники радиосетей до сих пор борются за это доходное дело. Ведь до сих пор жители страны платят за услугу проводного радио около 1 млд. рублей. Но отключить радиоточку и перестать ее оплачивать тоже не просто. Сначала надо разобраться, куда идти, затем выполнить ряд формальностей, что многим пенсионерам не по силам. Им легче платить за неработающее радио и терпеливо ждать вещания любимых «Радио России» и «Маяк». Иногда, не понимая происходящего, они несут свои приемники в мастерские, жалуются в газету и в администрацию города, депутатам.
Мы тоже попытались разобраться в этой ситуации. Связались по телефону с и.о. руководителя кисловодского представительства «Ростелекома» Аллой Кеосаян. Но на предложение встретиться с нашим журналистом получили аргументированный отказ. Чтобы получить ответ на свои вопросы согласно правилам компании «Ростелеком», мы должны написать от имени редакции заявление на имя директора Ставропольского филиала ПАО «Ростелеком», а затем отправить его письмом или факсом. Другим способом до ростелекомовского «олимпа» не дотянуться даже нам, работникам официальной городской газеты. Что уж говорить о 92-летнем ветеране?
Не проще ли работникам «Ростелекома» было объяснить населению, что в случае поломки или порыва (при проведении Интернета или после урагана) радиосети уже не ремонтируют, потому что дорого? А, может быть, у них есть другой, более обнадеживающий ответ?
Спросить у чиновников «Ростелекома» можно о многом. Например, у гражданки Д. указанная компания два года назад провела Интернет. Со временем в счете на оплату этой услуги появилась дополнительная строка на оплату антивируса, который этот абонент не заказывал и заявления не писал. В окошечке «Ростелекома» ответили, что не знают, почему так вышло. Что виной всему ООО «Забава», с которой у «Ростелекома» был контракт. Как найти эту «Забаву» они не знают. Но гражданка Д. настойчиво требовала вернуть ей переплату. Наконец, после долгой перепалки, ей нехотя вручили бланк заявления для отказа от навязанной услуги. Но 180 рублей так и не вернули.
В документах Роспотребнадзора содержатся сведения о четырех основных типах нарушений прав потребителей в сфере коммуникаций: навязывание услуг, «плата за воздух», то есть плата за оборудование или услугу, которая не предоставлялась, смена тарифа и подключение услуг без ведома абонента. Юристы говорят, что потребителю услуг связи нельзя сдаваться. Надо идти в арбитражный суд или менять поставщика услуг. Суд можно выиграть и получить солидную компенсацию. А вот при смене поставщика услуг потребителя могут подстерегать хитроумные ловушки. Многие клиенты и не догадываются, что у них где-то копятся долги и начисляются пени. Но при расторжении договора вдруг, откуда ни возьмись, всплывают эти самые долги, а в случае неуплаты — им грозят судами. А так как мы с вами зачастую не очень вникаем в свои расходы на коммуникации и в оформление договоров, доказывать что «ты не верблюд», придется долго.
ПАО «Ростелеком» — старейшая компания телекоммуникационных технологий, которая владеет 160 тыс. км магистральной высокотехнологичной сети. Она обеспечивает доступ к телефонной связи и оказывает услуги по передаче информации по сети Интернет. Много лет осуществляет государственные проекты. Поэтому не хочется думать, что такая гигантская компания целенаправленно занимается обманом клиентов, «прячет» свое руководство. Возможно, многие проблемы, на которые жалуются горожане, и не возникли бы, если бы «Ростелеком» регулярно рассказывал на страницах газеты о своей работе, о сложностях и достижениях, заранее информировал потребителя о льготах и об изменении тарифов, если бы имел доступную общественную приемную. То есть работал с уважениям к тем людям, которые много лет являются клиентами компании.
PS. Когда номер был подписан в печать, автор материала сообщил, что вопрос решен.
Юлия Дюбуа
«Кисловодская газета»