ПО ПРИНЦИПУ ЮЛЫ
Ко всему прочему, мужчины отличаются от женщин способом мышления. Мужчины творческих профессий иногда выводят свои поступки на грань женского понимания. Одна моя подруга, например, всегда возмущается: почему мужчины, когда вдевают нитку в иголку, стараются попасть ниткой в игольное ушко. Это крайне неудобно, правильнее насаживать игольное ушко на нитку.
Завязка интриги случилась, когда меня пригласили в минувшее воскресенье на творческий вечер кинорежиссера Сергея Дебижева. Мне сказали, что от этой встречи обязательно будут необычные, свежие и сильные ощущения. И не обманули. Представьте себе уютный камерный зал. Идет показ фильма «Гимн великому городу». На экране кадры стремительно меняются. Все куда-то летит и вращается. Обычное движение людей и автомобилей на проспектах ускоряется и сливается в одну пульсирующую яркую ленту. Краем глаза успеваю отметить узнаваемые места — это стрелка Васильевского острова, это Исаакиевский собор, а это, вероятно, показывают Эрмитаж. И вдруг камера выходит на великолепную фантастическую панораму Санкт-Петербурга… Злые языки утверждают: что бы ни снимал Сергей Геннадьевич Дебижев — получается один большой клип. Моим спутником на этом мероприятии оказался телевизионщик со стажем, поэтому вопросы типа — а это зачем, а это как сделано — не оставались без ответа. В детстве у многих была такая игрушка — юла. Пока ее не раскручивают, она воспринимается как обычная любая другая игрушка. Но начинается вращение, движение, ускорение, и происходит маленькое чудо — игрушка становится совершенно другим предметом. Если проводить параллели с увиденным мною фильмом, то где-то с пятнадцатой минуты просмотра, когда я вошла так сказать в ритм авторского повествования, меня как будто понесло по волнам иной реальности. Отдельные шедевры архитекторов Монферрана, Растрелли, механизмы Пулковской обсерватории, шестеренки и маятники старинных часов, золотой павлин, известная малахитовая чаша в гостиной дворца императрицы Екатерины — все это обрело цельность восприятия. Полезно иногда оторваться от суетной жизни, чтобы взглянуть наверх из колодца обыденного сознания. За это режиссеру отдельное спасибо. В общении Сергей Дебижев оказался скромным и остроумным человеком. И честно признался, что получил художественное, а не кинематографическое образование. И всю жизнь не может определить, в каком жанре работает. Просто таков его способ восприятия жизни. Остается добавить, что новый фильм «Гимн Великому городу» вы еще не найдете на просторах Интернета в свободном доступе. Но лично я, без сомнения, теперь поищу другие работы Дебижева. Зацепило.
Татьяна ГОЛИКОВА