В Госдуму внесён законопроект, регулирующий понятия гаражного кооператива и товарищества.
Проблемы с оформлением и защитой права собственности на гараж или машино-место вскоре могут уйти в прошлое, а собственники гаражей получат возможность объединяться в кооперативы. Все эти вопросы планируется урегулировать отдельным законом «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях». Проект этого документа разработал и 30 августа внёс в Госдуму депутат Павел Крашенинников. С какими проблемами сегодня сталкиваются владельцы гаражей и как предлагается их решать?
Человек приходит, а гараж снесли
В действующем законодательстве весьма подробно урегулированы вопросы, связанные с правом собственности на жильё и дачи. А вот владельцы гаражей, что называется, брошены на произвол судьбы, пояснил «Парламентской газете» автор законопроекта, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Из-за отсутствия комплексного регулирования этой сферы возникает масса проблем. Во-первых, зачастую россияне не могут зарегистрировать право собственности на уже построенный гараж. Из-за сложностей с оформлением документов люди часто вообще лишаются своего имущества.
«Их права нарушаются либо муниципалитетами, либо другими лицами. То есть они в таком подвешенном состоянии. Человек может прийти — а его гаража нет, его снесли, и он даже не всегда получает компенсацию, а иногда и с него взыскивали деньги. Есть случаи, когда и просто между собой соседи не могут выяснить отношения», — отметил Павел Крашенинников.
Во-вторых, нелегко владельцам гаражей отстаивать свои права в судебном порядке. Суды в таких тяжбах пользуются общими представлениями о праве собственности, а Гражданский кодекс, который в основном для этого используется, — документ хоть и универсальный, но не учитывает всех нюансов. «Здесь как с дачами и квартирами: это специальный объект недвижимости, который требует и особого регулирования», — объяснил автор законопроекта.
В-третьих, в современном российском законодательстве вообще отсутствует понятие гаражных кооперативов и товариществ. «Оно существовало в далёком 1988 году в законе о кооперации, то есть ещё при Союзе», — напомнил Павел Крашенинников. Отсутствие чётких правил приводит к проблемам с пользованием общего имущества и неразберихе в схеме управления такими объединениями.
«Я думаю, это востребовано сегодня. У нас есть достаточно много законодательных актов по поводу садовых и жилищных объединений, а владельцы гаражей оказались брошены», — констатировал депутат.
Ключевые положения
Законопроект определяет статус и порядок госрегистрации гаражей, гаражных комплексов и машино-мест. Также вводятся две формы объединений собственников: гаражный кооператив (как разновидность потребительского кооператива) и гаражное товарищество (разновидность товарищества собственников недвижимости).
В проекте закона расписан порядок создания таких объединений, их реорганизации и ликвидации, а также структура органов управления и их ответственность, а также права и обязанности всех участников товарищества или кооператива.
В документе также перечислено, какое имущество гаражных комплексов и стоянок считается общим. Это могут быть, например, дороги, автомойки, электрические и водные сети и многое другое. Все собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества, отмечено в проекте закона. Доля обязательных трат на это будет определяться долей каждого собственника в праве общей собственности. Что касается доли каждого собственника, то она будет пропорциональна размеру площади принадлежащих ему самостоятельных объектов права собственности.
Автор: Марина Третьякова
ФОТО1: PIXABAY.COM;
ФОТО2: ПРЕСС-СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Источник: https://www.pnp.ru/social/garazh-bez-sprosa-bolshe-ne-snesut.html