Это интервью, состоявшееся в формате онлайн и опубликованное в журнале «4 Звезды КМВ», оказалось последним, которое маэстро Л.А.Шульман дал кисловодским СМИ.
В преддверии Международного дня музыки, который отмечается 1 октября, мы позвонили Леониду Абрамовичу Шульману, который был 23 года дирижером Академическoгo симфоническoгo оркестра Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах в городе Кисловодске. После отъезда в Америку в 1996 году, где и проживает в настоящее время, Леонид Абрамович каждый год в течение пятнадцати лет прилетал на концерты в Кисловодск, город, который очень любит.
— Примите наши поздравления с праздником — Международным днем музыки. Как ваши дела?
— Спасибо. Я, в свою очередь, хочу поздравить всех любителей музыки, а также замечательный коллектив Северо-Кавказской государственной филармонии, всех оркестрантов, с которыми мне выпала радость работать, с этим праздником. Этот год преподнес нам столько огорчений в связи с коронавирусом…. Желаем нам всем пережить это тяжелое время.
До пандемии, мы вели очень активную жизнь, часто посещали концерты симфонической музыки, оперные спектакли. И мы привыкли слушать музыку «живьём». Мы дружим с главным дирижером Вашингтонского Национального симфонического оркестра Джанандреа Нозеда, который отлично говорит по-русски. Он всегда приглашает нас на концерты, после которых мы беседуем. Я могу сказать, что он внимательно прислушивается к моим замечаниям и делится своими впечатлениями.
— Денис Мацуев в одном из интервью сказал, что он называет Нозеду на русский манер «Иван Андреевич», а как Вы называете его?
— Конечно же, Джанандреа. Он в течение десяти лет работал в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
Нашим читателям:
Джанандреа в одном из интервью рассказал о самой главной встрече в его жизни, которая оказалась самой важной — с Валерием Абисаловичем Гергиевым в 1993 году в Сиене, где Гергиев давал мастер-классы, а Джанандреа был его учеником. Сам Нозеда считает, что он как дирижер развивался, работая в Испании, Франции, Голландии, Англии. Самое удивительное, что он постоянно поддерживал контакт с Гергиевым, с которым все время переписывался. А его дебют в Мариинском театре состоялся в 1997 году оперой «Свадьба Фигаро». В течение десяти лет он был главным приглашенным дирижером Мариинского театра и первым зарубежным музыкантом на этой должности. В одном из интервью Нозеда сказал: «То, что я почерпнул за все эти годы — быть всегда глубоко преданным музыке, и каждый раз стараться рассказать слушателям и зрителям некую историю — это именно то, что очень близко моему сердцу и то, что я выучил здесь, в России».
— Он так же влюблён в Санкт-Петербург, как и я…. Я учился в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова у выдающихся мастеров Ильи Александровича Мусина и Николая Семёновича Рабиновича, курсом младше был Юрий Темирканов, и мы часто пересекались c ним, когда он руководил Балтиморским симфоническим оркестром. Ленинградская дирижерская школа славится в мире — это и Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Марис Янсонс (который недавно ушёл из жизни),Теодор Курентзис, Туган Сохиев. И много других имен, которые сегодня составляют славу мирового музыкального искусства.
Во время беседы мы возвращаемся к тем проблемам, которые волнуют всех.
Я рассказываю о том видеосюжете, что был показан на российском телевидении 23 сентября: в Королевском оперном театре в Мадриде зрители увидели большое количество людей в зале и потребовали своими аплодисментами, чтобы администрация приняла меры по обеспечению необходимых мер безопасности. В результате, вечерний спектакль был отменен.
— Да. Для коллективов театров и филармоний наступил тяжелый момент.
4 сентября наша филармония открыла 126 сезон. Ажиотаж был такой, что нам удалось попасть только на второй день, 5 сентября, на открытие Международного фестиваля имени В.И.Сафонова «Ода радости», к 250-летию со дня рождения Людвига Ван Бетховена.
Событие из ряда вон выходящее — смогли попасть только треть желающих, так как рассадка в шахматном порядке сократила число желающих попасть на концерт.
Генеральный директор Северо-Кавказской филармонии, Заслуженная артистка России Светлана Бережная открыла фестиваль приветствием на четырёх языках, так как прямую трансляцию смотрели в 36 странах.
— Жаль, что я не знал. Я бы с удовольствием бы присоединился.
У нас ситуация несколько иная. Нью-Йоркский театр Метрополитен опера отменил сезон 2020-2021. В заявлении говорится, что в связи с пандемией, продолжать театральную деятельность будет небезопасно до того момента, когда будет широко применяться вакцина, а нормы обязательного ношения масок и социального дистанцирования будут отменены.
Ещё раз нам с супругой хочется передать наши поздравления коллективу Северо-Кавказской государственной филармонии и всех поздравить с Международным днем музыки. Последний раз я выступал с коллективом в 2017 году. Это высокопрофессиональный коллектив, с которым легко и спокойно работалось. У меня остались хорошие воспоминания о нашей совместной работе. Да и сам город Кисловодск, где я прожил значительную часть моей жизни, о котором мы часто вспоминаем и любим, остается для нас очень близким и родным.
Наступило время для воспоминаний…. Одно из самых ярких — совместные выступления c Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем в 1974 году, когда мы выступали в Кисловодске, Ессентуках и Пятигорске. Мы десять дней провели вместе, это было перед его отъездом из СССР. А когда мы прилетели в США, Мстислав работал дирижером Вашингтонского национального симфонического оркестра, и мы продолжили приятное общение.
Жизнь подарила нам много памятных встреч.
— Не хотели бы вы написать книгу воспоминаний?
— Жизнь преподносит подарки. Пока таких планов нет, но поживем — увидим.
Одно из ярких впечатлений моей концертной жизни была дружба с Лазарем Берманом, великим пианистом XX века.
Мы помним тот ваш концерт, посвященный памяти Лазаря Бермана, который прошел с аншлагом в Кисловодске, в котором принимал участие его сын Павел.
Да. Да. Лазарь Берман пригласил меня в Италию, где мы вместе выступали с оркестром Артуро Тосканини.
Долгие годы дружбы связывают меня с композитором Игорем Рехиным, который посвятил Сюиту из музыки к спектаклю «Мадам Бовари». Вы помните, он прилетал на мой юбилейный концерт в Кисловодск, где и была исполнена эта вещь мною с оркестром….
Я очень благодарен администрации Северо-Кавказской государственной филармонии за возможность ежегодно прилетать и выступать с концертами в городах Кавказских Минеральных Вод в течение пятнадцати лет.
— Для нас памятен ваш юбилейный концерт в 2017 году. А как прекрасно прошла Ночь музеев с вашим участием в Кисловодском музее Николая Ярошенко, когда ваш друг-пианист, Заслуженный артист РФ Виктор Бунин, который приехал вместе со своей женой в Кисловодск встретиться с вами, тоже принял участие. Он выбрал «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Виктор играл, а вы читали стихотворные эпиграфы, предпосланные каждому месяцу.
— Нам запомнилась такая прекрасная задушевная встреча, ведь в данном музее мы познакомились с моей женой Ниной Павловной Валяевой. Мы были частыми гостями у нашего друга Владимира Вячеславовича Секлюцкого — основателя музея Николая Александровича Ярошенко. Он долгие годы возглавлял этот замечательный музей, а сам был прекрасным художником-маринистом, подаренные работы которого согревают наше пребывание в квартире в Вашингтоне.
Чтобы понять круг нашего общения, для этого нужно напомнить, что Кисловодск долгие годы считался летней культурной столицей России. В круге нашего общения были выдающиеся учёные, актеры и режиссеры театров, виртуозные исполнители, писатели, поэты…. Проходили мировые премьеры произведений композиторов, например Вениамина Баснера, часто звучали новые произведения Дмитрия Шостаковича. Впервые прозвучала моно-опера «Дневник Анны Франк» известного российского композитора Григория Фрида, потом я её исполнял в Вашингтоне. Памятны совместные концерты с виртуозами: Игорем Ойстрахом, Беллой Давидович, Виктором Пикайзиным, Нелли Школьниковой, Елизаветой Леонской….
— А помните наши прогулки по Кисловодскому парку?
Какое это уникальное место — Кавказские Минеральные Воды!
Сколько сил придают воспоминания человеку. Спасибо за поздравление. В это трудное время, желаю всем читателям, чтобы музыка помогала пережить пандемию, и мы вернулись в концертные залы, в музыкальные театры, в залы филармоний и консерваторий.
Очень хорошее интервью! Спасибо, что провели беседу с Маэстро! Теперь это бесценный материал, история!