В этом году Госавтоинспекция России празднует большое и важное событие – свой 80-летний юбилей.
Это серьезная дата в истории развития ГИБДД, за которой стоит постоянная работа сотрудников ГАИ, выполняющих свой профессиональный долг, изо дня в день, из часа в час, в любое время дня и ночи, в зной и в мороз, в снегопад и ветер. Каждый выход наряда ДПС на маршрут патрулирования сопряжен с опасностью и риском, ведь неизвестно, с какой ситуацией он может столкнуться на дороге. А ситуаций в наше время хватает: будь то «буйный» водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, преследование и задержание транспортного средства, находящегося в угоне, или задержание лица, находящегося в розыске, раскрытие преступлений. У каждого инспектора на этот счет есть свои истории, которые для обычных граждан покажутся сценарием кинофильма, но для них это обычные трудовые будни, из которых как раз и складывается летопись истории ГИБДД.
К этой знаменательной дате мы предлагаем вашему вниманию материалы о людях, которыми гордится Госавтоинспекция, о тех, кто отдал свою жизнь во имя жизни и благополучия мирных граждан, о ветеранах и действующих сотрудниках.
История ГАИ-ГИБДД
Датой образования Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, которая в соответствии с Указом Президента России от 15 июля 1998 г. № 711 является правопреемником Госавтоинспекции, считается 3 июля 1936 г., когда Совет Народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил основополагающий документ — Положение о ГАИ Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР. Основными задачами инспекции стали борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, его качественный и количественный учет.
В довоенный период, в основном, завершилось решение организационных и кадровых вопросов становления новой милицейской службы. Приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углубленной проверки деятельности автохозяйств. В 1940 г. были подготовлены и направлены во все города типовые правила уличного движения.
Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники ГАИ стали ее участниками, а оставшийся личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд армии, содействовал авторемонтным заводам и мастерским в восстановлении техники, обеспечивал регулирование дорожного движения и контроль за подготовкой водительских кадров для фронта.
Во время налетов вражеской авиации, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности.
За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды.
В первые послевоенные годы из армии в народное хозяйство прибыло большое количество автомобилей и мотоциклов. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована техническими средствами регулирования движения.
Работники ГАИ приняли на себя обязанности по организации движения транспорта и пешеходов. Они участвовали в разработке схем и непосредственно в установке светофорных объектов, дорожных знаков и указателей, будок регулировщика, нанесении линий дорожной разметки. На улицах многих краевых и областных центров страны появились первые светофоры.
После восстановления народного хозяйства значительно возросли объемы сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства, началось освоение целинных земель. В середине 1950-х годов выпуск отечественных автомобилей превзошел довоенный уровень в 2,5 раза. Остро встали вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
В этих условиях повышается роль министерств и ведомств, местных органов исполнительной власти в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте. С ГАИ МВД СССР снимается часть функций организационно-хозяйственного характера. В ее состав включаются ОРУДы. Вводятся в действие единые в стране правила дорожного движения.
Одновременно активизируется работа общественных формирований. Так, в автопредприятиях создаются комиссии общественного контроля за техническим состоянием подвижного состава, специализированные добровольные народные дружины.
Однако центральное место в системе органов государственного управления, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения принадлежала МВД, ибо без участия ГАИ решение многих вопросов в данной области было проблематично.
В конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей, именно ГАИ приняла на себя главную тяжесть борьбы с возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий. В этот период произошли качественные изменения в организации и деятельности службы. В целях специализации по отдельным направлениям работы в ее составе образуются строевые подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств организации дорожного движения.
Значительно укрепилась техническая база ГАИ. В частности, при надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили, на месте дорожно-транспортных происшествий использовались стереосъемка и аварийно-спасательное оборудование, организовано серийное производство аппаратуры для программированного приема экзаменов по правилам дорожного движения.
В начале 1990-х годов с переходом в экономике к рыночным отношениям произошло резкое увеличение количества автотранспортных средств и интенсивности их использования, обострилась криминальная обстановка в сфере дорожного движения.
Эти обстоятельства продиктовали необходимость усиления контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции.
Решение данной задачи осуществлялось путем развертывания сети стационарных постов на автомобильных дорогах, укрупнения подразделений дорожно-патрульной службы, более жесткого применения мер административного воздействия за нарушение правил дорожного движения, создания федеральных компьютерных систем учета информации о похищенных транспортных средствах, введения более защищенных от подделки бланков водительских и регистрационных документов. Во многом благодаря этим мерам удалось добиться последовательного снижения числа дорожно-транспортных происшествий и краж транспортных средств на территории России.
Сегодня перед ГИБДД поставлена задача выхода на новый уровень своего развития, который позволил бы обеспечить еще большую степень защиты участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
История ГАИ города Кисловодска начинается в послевоенное время. Первым начальником ГАИ г. Кисловодска был Жучков Георгий Ильич, вторым Сосиев Николай Александрович, Попадин Иван Архипович, Борисенко Николай Яковлевич, новатор новых идей во внесение изменений в дорожную архитектуру города Мусатов Александр Юрьевич, Околелов Иван Семенович, Бессонов Иван Георгиевич, Лызь Николай Владимирович, Ильясов Николай Александрович, Кулько Гергий Юрьевич и действующий начальник ОГИБДД Удодов Евгений Валерьевич.
Из действующих сотрудников «сторожилами» можно назвать Иноземцева Александра Юрьевича, Максимовских Юрия Алексеевича, Коколова Виталия Викторовича, Репухова Андрея Валерьевича, Менажива Рашида Викторовича, Ченского Олега Михайловича, Киселев Михаил Васильевич, которые проработали в этой службе более 15 лет.
Инспектор по связям со СМИ Рашид МЕНАЖИЕВ