27 июля в рамках фестиваля, посвящённого 150-летию Рахманинова, на исторической сцене государственной филармонии им. В.И. Сафонова прошла опера Петра Ильича Чайковского «Иоланта».
Так как Чайковский был творческим наставником молодого Рахманинова, его одноактная опера «Иоланта» послужила примером для написания такой же лёгкой одноактной оперы «Алеко» в качестве дипломной работы его любимого ученика в Московской консерватории.
Мировая премьера оперы « Иоланта» состоялась 18 декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре в исполнении артистов Императорской труппы, а через год состоялась премьера оперы Сергея Рахманинова. Чайковский неоднократно высказывал пожелание, чтобы в один вечер с его оперой шла опера Сергея Рахманинова «Алеко». Так высоко ценил великий композитор талант Рахманинова!
«Иоланта», также как и опера «Пиковая дама», вновь воплотила в себя работу двух преданных искусству людей: Петра и Модеста Чайковского.
Братья создали лирическую оперу-сказку со счастливым концом по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене». Дочь короля Иоланта, незрячая с рождения, прозрела, когда полюбила своего избранника бургундского рыцаря – Водемона. Эта сказка-опера, где наряду со сказочным сюжетом есть сама жизнь в назидание всем живущим на Земле: любовь всесильна, она побеждает даже слепоту и открывает мир любящим от пелены незрячести.
Как это ни грустно, но это последняя опера, написанная великим композитором за год до смерти.
В Северо-Кавказской государственной филармонии им. В.И.Сафонова премьера оперы «Иоланта» состоялась 11 июля 2014 года в постановке режиссёра Ильи Качалина.
На фестивале же Рахманинова на сцене прославленного курзала звучала волшебно-сказочная музыка Петра Ильича Чайковского в исполнении симфонического оркестра им. В.И. Сафонова под руководством дирижёра Николая Шугаева. Блестящий мужской камерный состав оперных певцов был представлен «всё по два»: бас – Михаил Гужев (Москва), Михаил Ходжигиров; баритон – Сергей Майданов, Астемир Макоев; тенор – Нурлан Бекмухамбетов (Москва), Виктор Журавлёв. В главной роли Иоланты дебютировала Юлия Колеватова (сопрано).
Творческая команда проекта: режиссёр — Илья Качалин, дирижёр хора – Елизавета Письменная, помощник режиссёра — Виктор Журавлёв, сценограф и художник по костюмам – Мария Бережная, художник по свету и видеопроекции – Сергей Бережной, костюмер — Диана Ледовских, звукорежиссёр — Роман Радионов.
И вот финальная сцена оперы: Иоланта прозрела, она видит, наконец, любимых людей, которые её окружали столько лет, свой любимый сад и, конечно, своего возлюбленного Водемона. Она ошеломлена яркой картиной мироздания вокруг себя. Этот эффект усиливается исполнением общего гимна всех артистов на сцене Творцу Вселенной «Прими хвалу рабы смиренной», который стал настоящим апофеозом оперы.
Звучит шквал аплодисментов…
Велика сила классики!
На фото мама автора статьи, ей 87 лет. Но она счастлива быть с дочерью на таком замечательном спектакле. Здоровья всем мамам России!
Огромная благодарность Наталье❤