1. Очень эмоциональный текст
Фейковая публикация не может быть скучной. Её основная задача — вызвать бурю ваших эмоций. Обычно фейки ориентированы на три базовых для них реакции: испуг, удивление или отвращение. Если то, о чём вы читаете, не шокирует, не переполнено экспрессивной лексикой или вообще интересно только для малого процента аудитории, то, скорее всего, перед вами правдивая информация.
2. Слишком цепляющие заголовки
Кричащие заголовки, на которые так и хочется кликнуть, чтобы узнать все подробности сенсации, которая за ним скрывается, должны вас насторожить. О многом должна вам сказать и чересчур экспрессивная лексика: категоричность, драматизм, эмоциональность текста. Вас пытаются убедить, заставить поверить во что-то.
Настоящая традиционная журналистика беспристрастна. Даже если речь идёт об эмоциональных событиях, текст создаётся из нейтральных слов и конструкций.
3. Отсутствуют конкретные имена и фамилии
Представим, что вы, к примеру, прочитали следующее предложение: «Исследования учёных доказали, что ежедневное употребление в пищу жёлтых помидоров продлевает жизнь человека до 160 лет». А теперь задайте вопросы самим себе: как называется научное исследование, которое проводили учёные? на базе какой научной организации они проводили это исследование? в каких временных рамках было проведено исследование? как зовут руководителя этой исследовательской группы?
Или авторы фейка написали так, чтобы просто придать важности своей информации?..
Также никогда не верьте конструкциям «по словам представителя (какой-либо) организации», «анонимный источник сообщает…», «стало известно, что…» и подобным. Если перед вами достоверная информация, обязательно обозначат того, в чьей компетенции она находится и кто может за неё ответить.
4. Просьба распространить данное сообщение
Фейковые новости часто завершаются настойчивым призывом распространять данное сообщение по цепочке. Фразы «срочно передайте это родным и близким», «будьте бдительны, передайте дальше» и подобные являются одним из ярких маркеров фейковой публикации.
5. В других СМИ нет ничего подобного
Проверьте, есть ли подобные публикации в авторитетных федеральных СМИ или СМИ вашего края. О достоверной информации обычно становится известно сразу нескольким СМИ, потому что настоящие сведения издания берут у профильных организаций и структур. Последние, естественно, работают не с одним СМИ, а со всеми СМИ региона или государства. А фейк — это всего лишь плод фантазии одного человека или группы лиц. Сотрудники других редакций навряд ли умеют читать чужие мысли.