Уничтожение барельефа М.Ю. Лермонтова в Национальном парке «Кисловодский» произвело эффект разорвавшейся бомбы. И проблема даже не в самом исчезнувшем барельефе, уже третьем по счету, который был установлен всего два года назад. Вопрос в другом: как при всех современных охранных системах стал возможен подобный вандализм в самом центре города, рядом с Колоннадой и главным входом в Нарзанную галерею? Но на это ответа пока нет.
Напомним: барельеф поэта был уничтожен в ночь с 23 на 24 июля в нацпарке неизвестными. Взволновавшуюся общественность поспешили успокоить тем, что «воссозданный в бронзе барельеф великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова будет в ближайшее время установлен на своё историческое место».
По сообщению пресс-службы, на весть о происшествии сразу же откликнулись научно-исследовательская и культурно-просветительская региональная общественная организация «Время Лермонтова». Ее президент Мария Михеева-Никатина обратилась за помощью к члену Союза художников России, народному художнику республики Северная Осетия-Алания Николаю Владимировичу Ходову, автору памятника М.Ю. Лермонтову, расположенному на горе Красное солнышко. Скульптор-монументалист отозвался на беду и уже приступил к работе над новым барельефом, который намерен в кратчайшие сроки создать и передать в дар парку.
Напомним, что бронзовый бюст поэта был изначально создан местным скульптором Ф.И. Перетятько, автора более двухсот памятников, бюстов, портретов и барельефов, установленных в городах и селах Ставрополья. В 1977 году его сменил скульптурный портрет Лермонтова, выполненный Г.В. Курегяном – автором и знаменитой фигуры Демона.
А через 30 лет, при реконструкции, проведенной уже в 2017 году ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский», бюст поэта заменили снова. Но — сведений об авторе последнего, украденного изваяния нам найти не удалось.
В общем, вопросов у людей возникает много: о надежности охраны достопримечательных объектов парка, розыске то ли воров, то ли разрушителей, сомнительной исторической составляющей бюста и т.д. и т.п. Но еще хотелось бы понять: что же за качество у этой бронзы, изделия из которой периодически требуют не просто «реконструкции», а полной замены? Где находятся прежние изваяния? И не теряет ли с этими метаморфозами скульптурное изображение на Лермонтовской площадке черты знаменитого поэта, запечатленные на множестве дошедших до нас портретов. Хочется верить, что кисловодчане и все, кого интересует судьба изваяния, не только получат ответы на эти вопросы, но и порадуются четвертому бюсту — творению Н.В. Ходова.
Фото сверху: and-stav.livejournal.com