Колумнист «Нашего Кисловодска», светлейший князь (как он просил себя называть) и гид Роман Головачев делится впечатлениями о кинокартине «Лермонтов» — вышедшей в этом году ленте режиссера Бакура Бакурадзе.

Как же порою жаль, что стоящие внимания вещи этого внимания совершенно лишены! Вся страна обсуждает Ларису Долину, из каждого утюга мы видим и слышим как кофейни отказывают ей в обслуживании, сантехники отключают ей отопление etc.
Но совсем недавно произошло очень интересное и значимое для региона Кавказских Минеральных Вод событие — вышел совершенно шедевральный фильм режиссера Бакура Бакурадзе – «Лермонтов». Мало того, что это имя само по себе гораздо более значимо для русской культуры (да простит меня госпожа Долина), так и связь с нашим регионом — прямая.
Итак, сам фильм. Это не легкий контент под вечер с «чипсами и пивасиком», это — тяжелая драма о последнем дне жизни поэта. Вы когда-нибудь пребывали в состоянии ожидания чего-то очень и очень тревожно-волнительного? Когда буквально каждая секунда физически ощутима? Когда время становится осязаемо-липким? Вот это именно оно!
Планы очень долгие и созерцательные, ты будто смотришь на мир глазами самого героя, пытающегося ухватить (в последний раз) красоту нашей природы!

Если это вид Бештау, то это на 15 секунд, если это лесная дорога, то мы видим повозку сзади и смотрим на нее очень долго, будто мы едем позади — крайне реалистично! Диалоги нарочито «светские», будто ничего и не происходит, хотя всем героям известно о предстоящей дуэли, исход которой не предрешен. Один из героев произносит: «Говорят, шампанское на завтрак помогает от насморка, а я как раз простудился», а через несколько кадров секунданты обсуждают детали дуэли. Эти переходы – «форточки» — создают совершенно нелинейное напряжение, будто ты катаешься на американских горках.
Каждый персонаж по-своему неприятен, и совсем не внешне — нет! Духовно. Праздность, безразличие, гордыня — вот спектр духовного наполнения героев. Очень тихий звук, и порой нужно прислушиваться к тому, что произносят актеры — вау!
Во-первых, это великолепно держит внимание; во-вторых — создается ощущение того, что говорящие как бы стесняются говорить о том, о чем говорят — некая неловкость.
А теперь ко второстепенному персонажу — Михаилу Лермонтову. Да-да, Лермонтов в этой картине второстепенен. Это фильм не о нем, а об окружении, реакции и эмоции.

Лермонтова играет Илья Озолин — комик, так органично вписавшийся в образ. По словам одного из продюсеров, эта картина стала возможной именно благодаря ему: режиссер увидел выступление и понял, что хочет сделать из него главного героя. Внешность, голос, харизма (пусть и отрицательная) — попадание стопроцентное. Озолин создает образ «честного», не романтизированного школьной программой поэта — резкого, неприятного, жестокого — бейте меня, но именно такого, каким Михал Юрьевич и был.
Если посчитать общее количество экранного времени, занимаемого Лермонтовым (я его, конечно, не считал), не думаю, что наберется хотя бы 10 минут, а диалоги героя — не больше 5. Но как же этого достаточно!
Также есть одна занимательная деталь — дата дуэли. Каждый, кто знаком с биографией поэта знает, что она состоялась 15 июля, но в фильме мы видим динамическое изменение времен года — от лета к поздней осени или даже зиме. Вы себе представить не можете, какое количество желчи было выплеснуто на режиссера за эту фактологическую вольность! После премьеры мне пришлось очень большому количеству умных и образованных (как мне казалось до этого) людей объяснять значение слова «метафора»! Так вот, этот приём дает нам две важные вещи: ощущение, будто прошли не сутки, а несколько месяцев; и, конечно, то самое почти языческое отношение к осени и зиме, как ко времени летаргии и упадка.

Фильм получился сложный и неоднозначный, но, на мой взгляд, это пока что лучшая не документальная картина о великом русском поэте, прославившем наш регион на весь мир, пускай с своей гибелью.
Роман Головачев








