Лермонтов. Очерк о новом фильме Бакура Бакурадзе

Лермонтов. Очерк о новом фильме Бакура Бакурадзе НОВОСТИ

Колумнист «Нашего Кисловодска», светлейший князь (как он просил себя называть) и гид Роман Головачев делится впечатлениями о кинокартине «Лермонтов» — вышедшей в этом году ленте режиссера Бакура Бакурадзе.

Лермонтов. Очерк о новом фильме Бакура Бакурадзе
Фото: Кинопоиск

Как же порою жаль, что стоящие внимания вещи этого внимания совершенно лишены! Вся страна обсуждает Ларису Долину, из каждого утюга мы видим и слышим как кофейни отказывают ей в обслуживании, сантехники отключают ей отопление etc.

Но совсем недавно произошло очень интересное и значимое для региона Кавказских Минеральных Вод событие — вышел совершенно шедевральный фильм режиссера Бакура Бакурадзе – «Лермонтов». Мало того, что это имя само по себе гораздо более значимо для русской культуры (да простит меня госпожа Долина), так и связь с нашим регионом — прямая.

Итак, сам фильм. Это не легкий контент под вечер с «чипсами и пивасиком», это — тяжелая драма о последнем дне жизни поэта. Вы когда-нибудь пребывали в состоянии ожидания чего-то очень и очень тревожно-волнительного? Когда буквально каждая секунда физически ощутима? Когда время становится осязаемо-липким? Вот это именно оно!

Планы очень долгие и созерцательные, ты будто смотришь на мир глазами самого героя, пытающегося ухватить (в последний раз) красоту нашей природы!

Лермонтов. Очерк о новом фильме Бакура Бакурадзе
Фото: Кинопоиск

Если это вид Бештау, то это на 15 секунд, если это лесная дорога, то мы видим повозку сзади и смотрим на нее очень долго, будто мы едем позади — крайне реалистично! Диалоги нарочито «светские», будто ничего и не происходит, хотя всем героям известно о предстоящей дуэли, исход которой не предрешен. Один из героев произносит: «Говорят, шампанское на завтрак помогает от насморка, а я как раз простудился», а через несколько кадров секунданты обсуждают детали дуэли. Эти переходы – «форточки» — создают совершенно нелинейное напряжение, будто ты катаешься на американских горках.

Каждый персонаж по-своему неприятен, и совсем не внешне — нет! Духовно. Праздность, безразличие, гордыня — вот спектр духовного наполнения героев. Очень тихий звук, и порой нужно прислушиваться к тому, что произносят актеры — вау!

Во-первых, это великолепно держит внимание; во-вторых — создается ощущение того, что говорящие как бы стесняются говорить о том, о чем говорят — некая неловкость.

А теперь ко второстепенному персонажу — Михаилу Лермонтову. Да-да, Лермонтов в этой картине второстепенен. Это фильм не о нем, а об окружении, реакции и эмоции.

Лермонтов. Очерк о новом фильме Бакура Бакурадзе
Фото: Кинопоиск

Лермонтова играет Илья Озолин — комик, так органично вписавшийся в образ. По словам одного из продюсеров, эта картина стала возможной именно благодаря ему: режиссер увидел выступление и понял, что хочет сделать из него главного героя. Внешность, голос, харизма (пусть и отрицательная) — попадание стопроцентное. Озолин создает образ «честного», не романтизированного школьной программой поэта — резкого, неприятного, жестокого — бейте меня, но именно такого, каким Михал Юрьевич и был.

Если посчитать общее количество экранного времени, занимаемого Лермонтовым (я его, конечно, не считал), не думаю, что наберется хотя бы 10 минут, а диалоги героя — не больше 5. Но как же этого достаточно!

Также есть одна занимательная деталь — дата дуэли. Каждый, кто знаком с биографией поэта знает, что она состоялась 15 июля, но в фильме мы видим динамическое изменение времен года — от лета к поздней осени или даже зиме. Вы себе представить не можете, какое количество желчи было выплеснуто на режиссера за эту фактологическую вольность! После премьеры мне пришлось очень большому количеству умных и образованных (как мне казалось до этого) людей объяснять значение слова «метафора»! Так вот, этот приём дает нам две важные вещи: ощущение, будто прошли не сутки, а несколько месяцев; и, конечно, то самое почти языческое отношение к осени и зиме, как ко времени летаргии и упадка.

Лермонтов. Очерк о новом фильме Бакура Бакурадзе
Фото: Кинопоиск

Фильм получился сложный и неоднозначный, но, на мой взгляд, это пока что лучшая не документальная картина о великом русском поэте, прославившем наш регион на весь мир, пускай с своей гибелью.

Роман Головачев

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.