Летная школа ДОСААФ в Ессентуках: возрождение традиций

Летная школа ДОСААФ в Ессентуках: возрождение традиций НОВОСТИ

Кавказские Минеральные Воды снова расправляют крылья. На  аэродроме ДОСААФ, расположенном в городе Ессентуки, появилась профессиональная лётная школа. Здесь будут готовить пилотов сверхлегких воздушных судов. 

Аэроклуб в Ессентуках – один из старейших в России. Летная школа, существовавшая здесь еще со времен становления ДОСААФ, гремела на весь Советский Союз. Отсюда вышли тысячи летчиков, многие из которых прославились в воздушных боях времен Великой Отечественной войны. И после Победы, десятилетия, аэроклуб продолжал готовить воздушных асов, которые после становились военными и гражданскими летчиками. В 90-е эта система рухнула. Но в аэроклубе сохранилась уникальная учебная база, а главное – инструкторы, профессионалы, которых сегодня в России осталось единицы.

О том, как будут учить летать в аэроклубе ДОСААФ, расположенном в городе Ессентуки, нашему изданию рассказал начальник Ессентукского авиаспортклуба ДОСААФ Дмитрий Стригунов.  

— Ессентукский авиационный спортивный клуб ДОСААФ России» получил сертификат авиационного учебного центра и будет готовить пилотов сверхлегкого воздушного судна (пилот СВС) с дальнейшим получением пилотского свидетельства в Росавиации, — Соответствующий документ Сертификат АУЦ № 358 был выдан Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) 3 апреля 2023 года.

Время предъявляет свои требования. Создать современный авиационно-учебный центр – сложная и трудоемкая задача. Однако, ессентукские авиаторы справились.

— К получению сертификата АУЦ организация шла три года, в течении которых была проделана большая работа,  — рассказал  Дмитрий Стригунов начальник Ессентукского АСК ДОСААФ России.  — Подготовлены учебные классы; получена лицензия на образовательную деятельность; утверждена учебная программа в Росавиации; подготовлены самолеты для учебного процесса такие как Дельфин-10М, СП-30, Dynamic WT-9; подготовлены инструкторы и инструкторы-экзаменаторы; получены все соответствующие допуски; пройдены врачебно-экспертные летные комиссии (ВЛЭК) и многое другое.

Стать летчиком – мечта миллионов молодых людей во всем мире. Но не у каждого есть поблизости профессиональный лицензированный авиационно-учебный центр. У жителей Ставропольского края и близлежащих республик появилась уникальная возможность стать летчиком. А приобрести легкомоторный самолет сегодня можно по цене хорошей иномарки – это тоже стало вполне реальным.

Дмитрий Владимирович рассказал о том, как связан аэроклуб с космосом, поскольку наше общение происходило накануне Дня космонавтики:

— Конечно, о старейшем в России аэроклубе, которому в этом году исполняется 90 лет, можно рассказывать долго. Свою замечательную историю легендарный  аэроклуб  ведет от  далекого 1933 года – ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ.

Аэродром находится на высоте 700 метров над уровнем моря, имеет уникальное грунтовое покрытие, которое не размокает в сырую погоду, что позволяет продолжать полеты в осеннее-зимний период. В районе аэродрома находится большое количество гор-лакколитов, которые являются прекрасными ориентирами.

Первый набор курсантов-пилотов формировался из числа передовиков городов КМВ. Уже в конце 1934 года здесь выпустили первую группу летчиков на самолетах По-2,  У-2. Тогда они были наперечет: Терновой, Балабанов, Бабурин, Алхиомов, Декин, Цицов, Волховская, Шокаев, Кузьмин, Ягодзинский.

В 1936 году в аэроклубе создали авиаотряд. Наряду с подготовкой на самолете ПО-2 были организованы группы планеристов, парашютистов, авиамоделистов.

И вплоть до начала войны здесь готовили летчиков, парашютистов, планеристов, действовали авиамодельные кружки. В Ессентукском аэроклубе путевку в небо получили более пяти тысяч летчиков и более 20 тысяч парашютистов. Многие из них отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Пилоты-выпускники аэроклуба пополняя ряды ВВС, становились отличными летчиками, командирами летных подразделений.

Во время войны Ессентукский аэродром использовался как военный госпиталь.  В 1947-м восстановили аэроклуб.  Его возглавил Герой Советского Союза Валентин Георгиевич Козлов.

Существовала государственная программа подготовки здесь курсантов для поступления в летные училища. Они проходили жесткую медкомиссию, сильный отбор, за два года налетывали как минимум 40 часов. Бесплатную подготовку в клубе могли проходить и школьники, совершая затем самостоятельные полёты на спортивных самолётах, ещё не имея при этом прав на вождение автомобиля. В Советское время в летной школе занималось человек сто в год, если не больше. Полеты шли постоянные, четыре раза в неделю.

В 70-80 годы в аэроклубе активно велась подготовка молодежи допризывного возраста для службы в армии, войсках ВДВ.

Будущие  лётчики и космонавты начинают свой путь с аэроклуба, верно?

— Первопроходец космоса Ю.А.Гагарин вспоминал: “Большинство прославленных летчиков военно-воздушных сил и гражданской авиации начали свой путь в большую авиацию со спортивных кружков и аэроклубов ДОСААФ. Я счастлив, что свой путь в космос начал с аэроклуба”. Десять выпускников Ессентукского аэроклуба стали Героями Советского Союза: генерал-майор Минаков, выпускник 1936 года, командир звена  Кашуба – выпускник 1936 года, Терновой, летчик-инструктор аэроклуба Алексеев, Севрюков, Бунимович, Зайцев, Зиборев, Шеин, Миноков, Разгонин, Масколенко, Рысевец, Рябушко.

Именем выпускника аэроклуба Героя Советского Союза Павла Шеина названа улица в Ессентуках.
 — Расскажите об истории аэроклуба, связанной с космонавтами? Кто приезжал? Может, тренировался перед полетом в космос?

— На этом летном поле на окраине города-курорта готовились космонавты: Светлана Савицкая, Сергей Крикалев, чемпионы мира по высшему пилотажу Владимир Мартемьянов, Виктор Лецко, Игорь Егоров, Виктор Смолин. Здесь многие годы тренировался многократный рекордсмен мира по парашютному спорту, обладатель Кубка мира Мекер Балаев.

— Когда к вам приезжают лётчики-космонавты, — это событие для аэроклуба? Какие они в общении – люди, победившие земное притяжение?

— В 2019 году в аэроклубе состоялась встреча с российским летчиком-космонавтом, Героем России Федором Юрчихиным. За плечами Юрчихина пять космических полетов на МКС в составе экипажа американского шаттла «Атлантис» и кораблей «Союз». Он проходил подготовку на разных аэродромах страны. Поэтому с особенным вниманием отнесся к нашему аэродрому, отметив его уникальные геофизические и природные показатели. Именно здесь, по мнению космонавта, нужно активно развивать авиацию и авиационные виды спорта. Он восхищался нашей «розой ветров», которая идет в различных направлениях на разных высотах, мягкостью грунта, отличной учебной базой и профессионализмом инструкторов.

— А в чем суть тренировок космонавтов в вашем аэроклубе? Прыгают с парашютом?

– Специальная парашютная подготовка космонавтов —  как школа выживания и работы в космосе. В программу подготовки входит множество элементов. Это и «кабинетные, классные» занятия и блок занятий активных, экстремальных. Среди них несколько видов «выживания» в различных климатогеографических зонах: зимнее «выживание», «выживание» на воде, в пустыне. Также в программу подготовки входит летная подготовка и многое другое. Ну и, конечно,  специальная подготовка космонавтов. Парашютный прыжок во время СППК – фон, на котором происходит главное – психофизиологическая подготовка. Специальная парашютная подготовка космонавтов решает задачи психологической подготовленности космонавтов к работе в экстремальных условиях космического полета. Этот вид подготовки уникален тем, что только в его процессе воссоздается стрессовая ситуация, аналогичная выходу в открытый космос.

— У вас в аэроклубе «Ессентуки» проходят учебно-тренировочные сборы по точности приземления перед чемпионатом России. Расскажите, об этих сборах.

— В аэроклубе в прошлом году успешно прошел первый открытый чемпионат России по парашютному спорту, здесь проходили Открытые первенства ДОСААФ России по прыжкам с парашютом на точность приземления, соревнования по всем видам парашютного спорта. Традиционно на базе нашего аэроклуба проходит подготовку к различным состязаниям всероссийского и всемирного уровня сборная России по парашютному спорту. Давно известно, что на всей территории бывшего СССР не найти более благоприятного и подходящего места для тренировок, именно поэтому здесь тренировалась и сборная СССР по высшему пилотажу.

— В истории космонавтики есть  имя, которым гордится все Ставрополье – это так же  выпускник Ессентукского аэроклуба – Георгий Шубников. Он руководил строительством космодрома Байконур. Можете рассказать об этом человеке?

— Мало кто знает, что строительством космодрома Байконур руководил также выпускник Ессентукского аэроклуба Георгий Максимович Шубников — генерал-майор, инженер, заслуженный строитель России, первый начальник строительства космодрома Байконур. В 15 лет он пришел на ессентукский аэродром, проходил тут первоначальную подготовку по парашютному спорту. Имел третий разряд. Он участник запуска первого космонавта Земли — Ю.А. Гагарина. Принимаемые им решения отличались высоким инженерным мастерством, особенно при строительстве первого Гагаринского старта космодрома. На его долю выпало самое «горячее» время строительства Байконура. 31 июля 1965 г.  на космодроме Байконур и в г. Ессентуки были открыты  памятники Г.М. Шубникову, его именем названы школы и техникум.

— Сейчас приходят в клуб ребята, которые хотят в будущем стать летчиками и космонавтами?

— В год здесь к службе в армии готовят до полутора тысячи человек.  Чтобы совершить прыжок с парашютом, нужно преодолеть самое трудное препятствие – внутренний барьер. А значит – бросить вызов самому себе. Это всегда непреодолимо влечет мальчишек. Впечатления, которые они получают, соприкоснувшись с небом, гордость от пройденного испытания, авторитет среди сверстников, совершают чудеса. Сотни мальчишек, да и многие девушки увлеченно и с огромным интересом занимаются парашютным спортом. И предпочитают это, отнюдь не легкое занятие, игровым автоматам, курению или наркотикам.

— Вы тоже летаете и прыгаете с парашютом, наблюдаете красивый вид нашего края с высоты птичьего полёта?

-Наш регион прекрасен сам по себе, а с неба он просто незабываем. В нашем аэроклубе у всех желающих есть возможность совершить ознакомительные полеты на различных типах воздушных судов, а также сделать незабываемый подарок близким, приобретя для них подарочные сертификаты на полет или самостоятельный прыжок с парашютом. Предлагаю  и вам воспользоваться  уникальной возможностью покататься на самолете и полюбоваться красотами Кавминвод с высоты птичьего полета.

ЛИДИЯ ТКАЧЕВА

Лидия Ткачева
Фото: Лидия Ткачева
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Oxana

    Как бывшая спортсменк ЕАСК, не могу не порадоваться за свой клуб! Хорошо, что нашлись отважные люди и подняли эту работу, такую важную для молодежи и вообще для всех, кто хочет и любит летать! Самое сердечное спасибо и низкий поклон.

    Ответить