В 1925 году в селе Даграз Нагорного Карабаха, в семье Самвела Арустамяна, родился мальчик Роберт, которому суждено было стать известным советским живописцем и более чем на полвека связать свою судьбу с Кисловодском.
К 100-летию члена Союза художников СССР, ветерана Великой Отечественной войны Роберта Самвеловича Арустамяна в Нарзанной галерее Национального парка «Кисловодский» торжественно открыли масштабную выставку живописных работ мастера, на которой побывал и специальный корреспондент «Нашего Кисловодска» Николай Близнюк.

Вдохновителем и основным организатором выставки стал сын Роберта Самвеловича – ведущий кисловодский архитектор Арсен Робертович Арустамян. Он же из личной коллекции предоставил большую часть из шести десятков выставленных в Нарзанной галерее живописных полотен Роберта Самвеловича Арустамяна.

На торжественное открытие юбилейной выставки в Нарзанной галерее собрались родственники Роберта Самвеловича, его коллеги, представители интеллигенции и армянской общины города-курорта Кисловодска,

Арсен Робертович кратко рассказал о большом и славном жизненном пути живописца Роберта Самвеловича Арустамяна:
Моему отцу было 11 лет, когда его родители переехали из Нагорного Карабаха в Кисловодск. Здесь он учился в школе и ходил на уроки рисования в изостудию Тараса Митрофановича Головко. Отец всю жизнь с благодарностью вспоминал этого художника.
В 1943 году моего будущего отца мобилизовали и направили на фронт.
После демобилизации в 1945 году он поехал поступать в Ленинградскую Академию художеств имени Репина. На живописный факультет (куда стремился) он не прошёл, а был зачислен на архитектурный факультет этой же академии.
Через год он покинул академию и уехал в Армению, где поступил в только что открытый Ереванский художественный институт.
Окончил институт он с отличием. Его дипломная работа – масштабное полотно «Освобождение и концлагеря» было представлено на первой выставке лучших дипломных работ выпускников всех художественных вузов СССР. Это полотно осталось на хранении в Ереванском художественном институте.
Затем он вернулся в Ленинград и поступил в аспирантуру Академии художеств. Там он три года занимался в мастерской академика Иогансона. Там он написал большое полотно «Возвращение армян на родину». Это была его дипломная работа.

В академии мой отец много занимался портретной живописью. Почти все представленные здесь портреты написаны в 1955 году, когда он учился в аспирантуре Академии художеств. Тогда же его приняли в Союз художников СССР.


В 1957 году Роберт Самвелович Арустамян вернулся в Кисловодск и сразу стал работать в Художественном фонде. В нём он и трудился всю оставшуюся жизнь — вплоть до 2010 года. Параллельно много занимался общественной работой, состоял в художественном совете музея Ярошенко.
Кроме пейзажей, портретов и натюрмортов отец занимался жанровой живописью. Главное полотно, которое он писал почти всю свою жизнь – это «К свободе», на котором запечатлены защитники баррикад во время революции 1905 года. Он вновь и вновь возвращался к этой работе, что-то переписывал.
Эта картина и сейчас находится в его кисловодской мастерской. Но размер полотна 4,5 на 1,6 метра. Поэтому его невозможно было представить на выставке в Нарзанной галерее.
Роберт Самвелович начинал как реалист. В конце своей творческой жизни перешёл к более экспрессивной живописи. Писал мастихином, кистью почти не работал — грубые мазки, удары по холсту. Он буквально накидывался на картину, «рвал» её мастихином.
Отец работал чуть ли ни до последнего дня жизни. Из мастерской его было очень трудно вытащить. Даже когда родственники в праздники приглашали на застолье, он говорил: «Почему в обед? Садиться за стол надо, когда солнце уходит и уже невозможно работать». Он был одержим живописью.
Первым из приглашённых на торжественное открытие выставки выступил настоятель церкви Святого Вардана Мамиконяна Тер-Саркис. Он убеждён, что смерти нет, потому что человек, созданный по подобию Господа, тоже творец:
— В этих полотнах есть жизнь, характер. Умирают люди, которые не творят. Вокруг имени и творений этого человека мы сегодня собрались. Он не умер, потому что мы храним память о нём.

Депутат городской Думы, председатель армянской общины города-курорта Кисловодска Олег Гамлетович Айриян тепло поблагодарил Арсена Робертовича за то, что он так трепетно отдаёт дань памяти любимому человеку – своему отцу:
— Мы гордимся, что наш соотечественник был таким творцом. Все свои основные работы Роберт Самвелович написал в Кисловодске. Кисловодск – уникальный город, который создан для созидания творческих людей. Подтверждение тому — два выдающихся маэстро в одной семье Арустамян.
Олег Гамлетович Айриян вручил Арсену Робертовичу Арустамяну медаль, которой его по ходатайству Союза армян Ставропольского края наградил Союз армян России.

Много тёплых слов в адрес Роберта Самвеловича Арусамяна и других творческих людей, прославивших город-курорт сказал на торжественном мероприятии Заслуженный работник культуры РФ, Почётный гражданин Ставропольского края и города Кисловодска Борис Матвеевич Розенфельд.
Другой Заслуженный работник культуры России, директор музея «Дача Шаляпина», Ольга Васильевна Красникова припомнила как в 1996 году в муниципальном выставочном зале, который находился возле Нарзанной галереи, она открывала персональную выставку Роберта Самвеловича Арустамяна. Живописные полотна художника-фронтовика очень понравились как местным жителям, так и гостям курорта.
Отдельно Ольга Васильевна поблагодарила архитектора Арсена Робертовича Арустамяна за то, что тот определил на территории музея наилучшее место для установки памятника Шаляпину.

Председатель кисловодского отделения Союза художников России, Заслуженный художник России Юрий Арамович Багдасаров дружил с Робертом Самвеловичем Арустамяном. Помимо творчества их связывало то, что оба родом из одного района Нагорного Карабаха:
— Он был не только замечательный художник, а и прекрасный человек.
Роберт Самвелович — солидный художник, имевший свой почерк. Он воспитывался на русской реалистической живописи. На этой выставке представлены прекрасные женские портреты, портреты художника Фогеля и лучшего столяра Ленинграда Папаяна. Портрет – это тяжёлый жанр. Не каждому дано освоить его. А Роберт Самвелович писал портреты с натуры.
Я продолжаю дружить с его сыном Арсеном. Мы вместе работали при создании армянской церкви в Кисловодске.

На торжественном открытии выставки выступил председатель грузинской общины Ставропольского края и города-курорта Кисловодска Пётр Владимирович Лобжанидзе:
— Мне очень приятно, что в нашем многонациональном Кисловодске сегодня проходит прекрасное мероприятие, посвященное юбилею кисловодского художника армянской национальности, который оставил после себя добрый след в этом городе.

Депутат Думы города-курорта Кисловодска Павел Артошесович Нерсесьяну сказал, что хотя не был лично знаком с Робертом Самвеловичем и не особенно разбирается в искусстве, но он убеждён, что о дереве можно судить по его плодам. А сын юбиляра — Арсен Робертович Арустаян замечательный архитектор, принципиальный, порядочный человек. Многие положительные перемены, которые происходят в последние годы в Кисловодске, связывают с именем архитектора Арустамяна.









