Музыка на все времена

Музыка на все времена Культура

17 декабря  в Кисловодске Академический Симфонический оркестр имени В.И. Сафонова государственной  Северо-Кавказской филармонии под руководством дирижёра Алима Шахмаметьева  представил  психологические музыкальные драмы Петра Чайковского,  Антона Танонова и Сергея Прокофьева  на сцене имени Скрябина.

В первом отделении концерта прозвучала Симфония №4  Петра Чайковского — переданная в музыке история личного характера, связанная с неудачной женитьбой композитора, который сбежал в Петербург через несколько месяцев семейной жизни, оставив даже свой пост преподавателя в Московской консерватории. Назначенной ему скромной пенсии в 3000 рублей в год было недостаточно для жизни. Но от падения в бездну нищеты и несчастья его буквально спас «господин Случай».  Щедрая материальная поддержка композитору пришла вдруг от известной любительницы музыки, меценатки Надежды фон Мекк — страстной поклонницы музыки Чайковского. Композитор и его покровительница никогда не встречались, это было их общим условием, но между ними завязалась оживленная, очень интересная переписка.

Полученные средства позволили Чайковскому поехать за границу: сменить впечатления, поправить серьезно пошатнувшееся здоровье. И после поездки он смог возвратиться к своему творчеству и создать бессмертное произведение в назидание будущему и нынешнему поколениям: жизнь прекрасна! Рок можно побороть! Пётр  Чайковский с честью справился с испытанием судьбы.  Симфонию №4  он посвятил своей благодетельнице – графине Надежде фон Мекк, с которой до конца жизни был связан нежной дружбой. Эта симфония, написанная в 1877 году, — психологическая драма, сопоставимая по силе только с симфониями Бетховена. Она впервые была исполнена в Москве 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Н. Г. Рубинштейна.

В концерте за классикой прозвучала современная авангардная музыка питерского композитора Антона Танонова, заслуживающая особого внимания современников. Он самобытен, не похож ни на кого из предыдущих русских композиторов, новатор в мире музыки. Музыкальная симфония №1, впервые прозвучавшая в 2013 году, открывает философию развития человека, его становления как личности, целый авторский космос.

Своё произведение композитор доверяет только избранным исполнителям. Среди них — симфонический оркестр имени В.И. Сафонова под руководством  дирижёра  Алима  Шахмаметьева, с которым его связывает долгое сотрудничество и благодаря которому состоялись многие премьеры оркестровых произведений Танонова, таких, как «Yulla», «Рахманиана», Концерт для терменвокса с оркестром.   Алим Шахмаметьев – очень глубокий, яркий и самобытный интерпретатор современной музыки, что в очередной раз подтвердила  реакция публики: после завершения симфонии зал буквально взорвался аплодисментами. На нашем снимке дирижёр с гордостью держит над головой партитуру симфонии Тононова, над которой автор работал 10 лет.

Во втором отделении концерта прозвучала Сюита№1 для симфонического оркестра из балета «Золушка». Музыку к балету Сергей  Прокофьев написал в годы Великой Отечественной войны (1941-45г.г.), посвятив его Галине Улановой. Вдохновлённый образом великой балерины, он ассоциировал принцессу  русского балета с трогательной историей Золушки, тронувшей душу композитора. Его музыка узнаваема, она уже при жизни характеризует композитора как русского классика, мастер классицизма xx века, продолжателя музыки времён Гайдна, которого обожал Прокофьев.

Концерт симфонической музыки в Кисловодске прошёл с большим успехом. Нескучная классика вновь встретилась со своими поклонниками.

Наталья Рожнова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Славгородская Наталья

    Большая радость и гордость переполняет меня за нашу Русскую культуру!

    Ответить
  2. Булгаковы

    Жаль, что сам автор статьи не присутствовал на концерте. Если бы был, то просто бы ужаснулся , так называемой интерпретации произведения Сергея Прокофьева, эпатажной форме дирижирования… А вот произведение Анатолия Танонова Симфония 1 так прекрасно написано, такой шквал чувств вызывает, что даже «танцующий дирижер»не смог его испортить.
    С уважением, слушатель из 16 ряда

    Ответить