О таких событиях обычно пишут «Звезды сошлись». Избежать такого штампа просто невозможно. Действительно, все пришедшие 10 ноября на концерт «Отражение» в зал им. Шаляпина в Ессентуках почувствовали какое-то мистическое волнение от выпавшего счастья — присутствовать на столь удивительном концерте.
Музыка трёх величайших композиторов объединила не только талантливых музыкантов, но и собрала со всех уголков нашей России именно тех слушателей, которые были достойны, чтобы услышать это чудо музыкального откровения. Камерность зала позволила разглядеть лица очень молодых слушателей в первых рядах.
Нетерпеливое ожидание…
Рядом со мной сидит дама средних лет и с восторгом рассказывает, что она не пропускает ни одного концерта Заслуженной артистки России Светланы Бережной и сетует, что органных концертов стало меньше.
С другой стороны от меня милые девчушки досматривают передачу «Вся нежность мира» программы Николая Солодникова «#ещёнепознер» на YouTube и выучивают новую для них фамилию «Варвара Мягкова». Впереди, вполоборота ко мне повернулась красивая дама («из Москвы»— как с гордостью назвалась она), приехавшая на Воды и точно знающая, на какой концерт она покупала билеты.
— Обожаю виолончель, а вы?— обращается она ко мне.
— Трудно быстро назвать композиторов, которые писали для виолончели, но…
— Вы же видите, мир перевернулся, и в музыке — тоже: идут не на композиторов, а на исполнителей. Как вы находите игру виолончелиста Рустама Комачкова?
Мне стыдно признаться, что такого виолончелиста я… Ах, Боже мой, вчера в антракте приняла… Но этого я не расскажу милой москвичке.
— А вы были на Декабрьских вечерах в Пушкинском? — не унимается моя собеседница.
Милые мои соотечественники! Конечно, нет. Я живу в городе Пятигорске и те нечастые посещения Москвы не дают возможности попасть хоть на какие-то значимые мероприятия.
Наши разговоры закончились.
Начало.
Артистическая манера преподнесения информации о сегодняшнем концерте — это такая обязательная для Светланы Владимировны Бережной, Заслуженной артистки России и генерального директора Северо-Кавказской филармонии, просветительская миссия. Уходит из концертных залов поколение, взращенное на лекциях Андронникова, Гаккеля, Бернстайна… И каждый концерт очень мило и ненавязчиво просвещает вновь пришедших, чтобы не оттолкнуть, привлечь, помочь насладиться… Понять эту сложную «машину времени» — музыку.
Отправляемся и мы в это увлекательное путешествие.
В.А. Моцарт. Фантазия ре минор КV 397 (транскрипция для органа С. Бережной)
И полились потоки звуков могучего, одного из самых крупнейших в России органа.
А дальше… Моцарт, Соната для скрипки и фортепьяно КV304 (транскрипция для виолончели Р. Комачкова).
То, что произошло потом удивит многих. Пианистка Варвара Мягкова и виолончелист Рустам Комачков отыграли произведение, погрузив всех в прекрасное произведение. Слушатели поняли, что как-то на фоне несговорчиво могучего органа звучание дуэта будет не столь выразительно.
Но после аплодисментов пианистка встала из-за рояля, что-то прошептала на ухо Рустаму и попросила ассистента поднять крышку инструмента. Варвара обратилась к публике с извинениями: на репетиции крышка была открыта, и сейчас они исполнят произведение ещё раз с правильным звучанием.
Что произошло?
Они подняли крышку рояля.
Могучий диалог двух сердец зазвучал настолько мощно и так выразительно, что сравнял в восторге всех меломанов и превратил небольшой зал в огромный собор, где музыка стремилась в высь и раздвигала и без того высочайший свод. Музыка уносила всех в такие космические дали своим божественным звучанием, что больше не существовало ни зала, ни слушателей. Моцарт властвовал над сердцами и разрывал их. Ты невольно воспарял в те времена, когда музыка начинала вводить в транс всех. Звуки закончились. Оцепенение продолжалось. Два, три хлопка. Заставить себя аплодировать никто не мог. Столь великая сила музыкального оцепенения не могла мгновенно вернуть всех в зал.
Другая эпоха, другие ритмы, другая музыкальная материя. Сезар Франк. Орган задает тон и старается, но «Бога нет», как провозгласил Ницше. Прелюдия, фуга и вариации звучат совершенно по-иному при профессиональном подходе к обузданию этого могучего инструмента органисткой Светланой Бережной. Звуки стали более сговорчивые. Орган запел по-другому и, как раненый зверь, зарыдал божественными звуками и сник, смирился божественным переливом звуков.
И тогда пришла очередь следующей Сонаты ля мажор FWV8 (транскрипция для виолончели Р. Комачкова). Мелодия, длящаяся несколько минут, вмещает целую огромную историю на трудно понимаемом, но столь захватывающем языке дуэта двух инструментов. Первоначально задумывалась соната, как виолончельная, но была переработана в скрипичную и преподнесена в качестве подарка бельгийскому скрипачу Эжену Изаи в день свадьбы. Профессор Санкт-Петербургской консерватории Леопольд Ауэр написал о четырёхчастном цикле Сонаты, как о четырёх стадиях эволюции «одного душевного состояния». Столь гармоничное сочетание звучания виолончели с захватывающими и, казалось бы, приглушенными, но тем не менее ведомыми звуками нежного звучания рояля, внемлющего каждому тону виолончели и подхватывающему ритм виолончели и усмиряющему её темперамент. И всё же продолжающей столь спорные лирические звуки и задыхающиеся от нежности и чувства любви. Такую интерпретацию нам преподнёс этот удивительный дуэт.
Век двадцатый.
Дмитрий Шостакович.
Пианистка Варвара Мягкова и виолончелист Рустам Комачков выбрали Сонату для виолончели и фортепьяно, посвященную виолончелисту Виктору Кубацкому, исполнившему её впервые вместе с Дмитрием Шостаковичем в 1934 году. Да и сам автор считал её своей любимой, несмотря на впоследствии написанные им два превосходных виолончельных концерта.
В исполнении дуэта это произведение явилось вершиной лиризма и привнесло новый блеск через четкость подчеркиваний дуэтного разговора, который в первой части начинает очень трепетно фортепьяно, а потом столь же трепетно, я бы назвала это на «пуантах», ему совершенно виртуозно вторит виолончель. Задумчивость и некая отстранённость, достигаемые минимальными средствами, роднят данное исполнение с сегодняшними веяниями в музыке, придают вполне понятные романтические чувства, хотя и надевают некую улыбку «чеширского кота» на образ молодого 28-летнего композитора.
Подхватить это настроение призваны и произведения: Гавот, Полька, Вальс-шутка, Романс (транскрипция для органа С. Бережной). Последнее произведение, сыгранное тоже с не менее ироничным звучанием, предварила надпись в программе концерта: «С.В. Рахманинов. Вокализ(на троих)».
Могучий инструмент притих и нежно за собой повел партии ещё двух инструментов. Звучание слилось в высшую гармонию, к которой стремится всё на нашем свете.
Ссылка на видео https://rutube.ru/video/private/b289ea5a3559439b25df70c832b452c5/?p=ApRTZhWZEQQiAjUksgt_QA