Ушел из жизни Леонид Абрамович Шульман — известный дирижер, посвятивший более 20 лет Кисловодскому академическому оркестру, любимый музыкальной публикой России, а также США, где маэстро прожил последние 24 года. Редакция НК глубоко скорбит по поводу этой большой потери и выражает искренние соболезнования его супруге и ближайшему другу Нине Павловне Валяевой. Леониду Абрамовичу 22 декабря исполнилось 89 лет. Первым трагическое известие сообщил американский журнал «Чайка», главным редактором которого является друг семьи Ирина Чайковская. Этой публикацией мы открываем посвященную маэстро страницу.
ПУСТЬ МУЗЫКА ПЛАЧЕТ. УШЕЛ ЛЕОНИД ШУЛЬМАН
Ушел Леонид Абрамович Шульман, большой музыкант, дирижер, светлая личность. Леонид Абрамович умер на 90-м году жизни в американской больнице, от чумы наших дней – ковида. Слава Богу, мучился он недолго.
Трудно рассказать о человеке, чья жизнь посвящена музыке, чьи впечатления связаны с исполнением музыкальных произведений, работой с оркестром, встречей с композиторами, музыкантами-исполнителями, певцами… Несколько раз я пыталась вызвать Леонида Абрамовича на беседу для нашей ЧАЙКИ, вытянуть из него хотя бы крупицу из того драгоценного багажа, который он хранил. Взяла у него два видеоинтервью, собиралась продолжать, так как понимала, что собеседник уникальный и ему есть что рассказать. Не успела.
Леонид Абрамович учился в Киевской консерватории в 1950-х, в те годы туда частенько с концертами заглядывал Рихтер, и на одной из фотографий с маэстро тот сделал дарственную надпись специально для Леонида Шульмана. Леонид Абрамович показал мне эту фотографию.
А вообще был он чрезвычайно скромен и не любил «распространяться» о себе. В Петербургской консерватории Шульман, учась первоначально у прославленного Ильи Мусина, предпочел ему дирижерский класс Николая Рабиновича. Ранняя смерть Николая Семеновича, естественно, не способствовала получению дирижером Шульманом хорошего места в столицах, но он получил из рук маэстро нечто более ценное — принципы, которым следовал всю жизнь. Когда я попыталась узнать, в чем они заключались, Леонид Абрамович сказал, что это была не «техника дирижирования», а «способ интерпретации» оркестровой партитуры. Ему был важен смысл.
Не будучи оставленным в Ленинграде или в Москве, Леонид Шульман в конце концов стал дирижером Оркестра Минеральных вод – и это оказалось его счастливым билетом. Там, на Кавказских минеральных водах, в Пятигорске и Кисловодске, он нашел свою прелестную подругу, Нину Павловну Валяеву, Ниночку, которой перед смертью сказал самые важные для женщины слова: «Я тебя обожал всю жизнь!»
Там же он обрел друзей, некоторые из них остались с ним навсегда, несмотря на разделяющий Россию и Америку океан. И было еще одно преимущество у Оркестра на Минеральных водах – туда летом стекались музыканты со всего Союза.
С солистами-исполнителями оркестр под управлением Леонида Шульмана играл концерты, композиторы отдавали ему свои произведения. То, что оркестр не в столицах, открывало возможность играть «крамольные» произведения.
Так моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк» впервые была исполнена здесь. Через много лет премьера оперы состоялась в Вашингтоне, и опять оркестром руководил Леонид Абрамович. Мне посчастливилось слышать эту музыку, правда, не в оркестровом исполнении. Григорий Самуилович Фрид, который вел Московский молодежный музыкальный клуб, показал свое произведение на одном из клубных четвергов. Впечатление было сильным. Леонид Шульман считал эту монооперу «музыкальной классикой».
Я познакомилась с Леонидом Абрамовичем Шульманом и его супругой после приезда в Большой Вашингтон в 2014 году, таким образом, нашему с ними знакомству всего шесть лет. Но ощущение – редкой близости, почти родственности, возникло сразу при начале знакомства.
Леонид Абрамович и Нина не пропускали концертов и встреч, были всегда в курсе музыкальной жизни как России, так и Америки. Леонид Абрамович, как кажется, посещал все концерты Кеннеди-центра, хорошо знал дирижера тамошнего оркестра Джанандреа Носеду, который говорил по-русски, так как 10 лет работал в Санкт-Петербурге.
2020-й — ковидный — год, из-за невозможности посещения живых концертов, был для Леонида Абрамовича особенно тягостен. Человек легкий на подъем, очень деятельный и активный, он должен был переключиться на слушание музыки у себя дома. Весь этот год мы обменивались с ним впечатлениями от музыкальных программ на канале КУЛЬТУРА. Едва ли не каждый вечер раздавался характерный звонок месседжера и приглушенный, чуть хрипловатый голос Леонида Абрамовича рассказывал об очередном музыкальном чуде — концерте, исполнении, личности музыканта.
Чаще всего – о поразившем его исполнении. Не будучи в этом деле профессионалом, я разделяла его любовь к музыке и его восторг перед ней, мы могли делиться впечатлениями часами. Как будет мне не хватать моего вечернего собеседника, его тихого хрипловатого голоса, его бодрой интонации! Как жаль, что не «вытянула» я из маэстро и половины того, что мог бы он поведать городу и миру.
Нам всем будет недоставать этого редкого человека, талантливого музыканта, с чистой и ясной душой, полной музыки и света! Наши соболезнования Нине Павловне Валяевой! Крепитесь, дорогая Ниночка! А с Леонидом Абрамовичем мы не прощаемся – он будет жить в наших сердцах и на страницах ЧАЙКИ.
Ирина СТРЫЖКОВА
В это невозможно поверить! Невосполнимая утрата для всех его друзей! Как нам теперь жить без Леонида Абрамовича? Он занимал огромную часть нашей жизни! Каждый день просыпаюсь и хочу, чтобы это был сон! Нам всем придётся учиться жить по-новому! Будет ли она такой яркой и насыщенной без него?