Нельзя забывать заслуги предшественников

Нельзя забывать заслуги предшественников Юрий ЖВАНКО

На днях я был в галерее Нарзана, увидел что мраморные стены стоят на месте, стали чище, светлее, их не коснулась реконструкция. Я сказал себе: Слава Богу.   Мрамор простоял 45 лет, почти полвека, и думаю , простоит еще столько же. Только мрамор придает этому интерьеру вид роскошного дворца.

До этого я слышал слова, что галерею не трогали с самой постройки. Трогали, еще как трогали и не раз и не два и не три.И как раз на эту тему я и собираюсь поговорить . Но сначала я хочу исправить несправедливость…  В 1978 году началась большая реконструкция Нарзанной галереи под руководством главного архитектора проектов института «Кавказкурортпроект» Александра Кремера, тогда молодого, амбиционного человека. Стены были отделаны красивым и мощным мрамором, будто излучающим свет, полы выстланы гранитом, южный портал галереи был воссоздан из кисловодского доломита. По идее и проекту архитектора решено было набрать на тротуарной плитке в виде мозаики силуэт южного фасада как  объемную тень. На тот момент это решение было очень необычным. А в дождь или когда таял снег, а в воде отражались и реальная мозаика, и тень от башен здания, возникала фантастическая картина. Года три назад, когда меняли стрельчатые окна, поменяли и мозаику — ту тень 1978 года — на новую. Я всегда снимаю такие работы, замеряю толщину камня, лично для себя.

Я хорошо знал Александра, мы много фотографировали архитектуру Кисловодска, в том числе и современную. В те годы он еще руководил строительством гостиницы «Солнечная», сейчас это  санаторий, а я часто выполнял заказы Кавказкурортпроекта. Это были одни из последних его работ в нашем городе, вскоре он переехал в Германию. Даю фотографию, где мы вместе. Остались очень теплые воспоминания от общения с ним. И теперь, в эти дни ремонта Нарзанной галереи, я почувствовал, что напрочь забывается или просто замалчивается более мощная реконструкция галереи, которая происходила 45 лет назад: одна облицовка мрамором чего стоит:  и по времени, и по затратам, да думаю, и по качеству. Все простояло почти полвека.  Это подарок, который получила Нарзанная галерея из прошлого века. И современники, и коллеги архитектора Кремера не должны забывать своих предшественников. Представьте сколько времени была бы еще  закрыта галерея, если бы пришлось менять мрамор! Вот что значит качество, вот что значит настоящий профессионализм. Все это, память о друге  заставило меня написать  эту статью.

Теперь я скажу кратко о других ремонтах. Вся информация  о тех, более старых ремонтах, как и о реконструкции 1978 года абсолютно доступна, открыта, и вы все можете узнать о каждом прикосновении к нашей красавице. А я тогда не жил, меня еще не было, поэтому — кратко.  Когда в 1908 году после сильного наводнения в Кисловодск приезжали  водолазы из Кронштадта  ремонтировать затопленную систему подачи нарзана,  была сделана фотография. Так вот, этот ремонт я запомнил благодаря  этой известной фотографии, на которой бравый водолаз с усами а ля Поддубный, в скафандре и белом костюме гордо стоит в разрушенном каптаже среди местных чиновников и помощников. Я тогда все думал: как же он будет погружаться в этом костюме и каким выйдет на поверхность? Водолазы бетоном и глиной под водой устраняли проблемы. Был ремонт  в конце девятнадцатого года, были и раньше…

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Татьяна

    Низко кланяюсь вам, Юрий! Наконец-то умный и интеллигентный взгляд…Не всегда, к сожалению, старость-мудрость. Чины и награды-это не всегда за…
    Ваша статья очистила ИНЫЕ интервью от налета безкультурия. Реконструкции всегда нужны не только об’ектам культуры, но и …Спасибо за вашу память.

    Ответить