ДОМ  РАВВИНА         (12+)

 

                                                          Владимир ГРИГОРЯН

ДОМ  РАВВИНА                    В  середине декабря в Кисловодске  по указанию главы города Александра Курбатова  приступили  к благоустройству  территории частного домовладения, расположенного по адресу Куйбышева, 6, в которое   входят  два  широко известных  здания, построенных в  -90-х годах 19-го  столетия.  Стартом для начала работ послужила договоренность главы Кисловодска с собственником   домовладения   о  выделении  помещений для открытия в них  музея истории еврейского народа и молельной комнаты. 

 

 

 

      

В одном из этих зданий  (см. фото),  построенном  из красного кирпича и желтого  кисловодского камня, по утверждению ряда компетентных источников, до революции располагалась   синагога, правда, не обладавшая официальным статусом. В другом, мрачновато   сером,  словно погруженном в  летаргический сон минувшей эпохи,  по утверждению тех же специалистов, жил и  сам  раввин со своей  семьей.  Там же располагались комнаты для приема почетных гостей иудеев.       Это здание  в  Кисловодске  так и называют – «Дом раввина».

Кисловодчане постарше,  особенно старожилы, помнят, что в советское время в  доме из красного кирпича и желтого  кисловодского камня находился продуктовый магазин «Уют», радовавший покупателей образцовым сервисом и  свежими молочными продуктами.  А в «доме раввина»   — общество охраны памятников, научно-реставрационная организация и  даже наркологический диспансер. Должен признаться, что всякий раз, когда я разглядывал фасады этих зданий, меня  охватывало волнение,  будто  я соприкасался с  чем-то таинственно загадочным,  окутанным годами намоленной   аурой, защищавшей  дом и  синагогу  раввина   от  превратности судьбы и угроз нового времени.  Кстати, до сих пор  нет единого мнения по вопросу — отвечала ли  «синагога»  всем требованиям строительства иудейских храмов или только служила частным  молельным домом. Некоторые исследователи  даже  высказывают предположение, что раввин жил в Пятигорске,  а  в  Кисловодске у него была дача с двумя этими зданиями и  садом  с выходом к реке.  Если учесть, что  дореволюционный  Кисловодск начала 20 века представлял  собой  обласканный солнцем,  утопающий в зелени  престижный и  самый популярный российский курорт, в котором многие известные преуспевающие люди имели свои дома и  усадьбы, то такая версия кажется вполне допустимой.

Выдвигаются также предположения, что автором проекта единого  архитектурного комплекса, состоящего из «синагоги» и «дома раввина», мог  быть кто-то из  выдающихся  архитекторов, проживавших в Кисловодске   —  А.Н. Клепинин или  Э.Б. Ходжаев.

 

ЧТО СКАЗАЛ ГЛАВА

 

К сожалению, разговор  с главой  Кисловодска в этот раз состоялся короткий. А хотелось  поговорить об итогах уходящего года,  о планах на будущее. О том, как будем встречать  Новый год. Но, к сожалению, дефицит времени у главы  достиг крайнего предела. Встречи и проводы высокопоставленных  гостей,  открытия и закрытия  праздничных мероприятий,  участие  в многочисленных  совещаниях, выезды на строящиеся объекты, в городские поселки, поездки по краю и  в столицу с  хождениями по министерским кабинетам, бесконечные очереди  в  приемной,  теперь еще и предновогодние хлопоты  не позволяют  расслабиться,  чтобы  вести обстоятельный спокойный разговор.

Между тем Александр  Вячеславович  подтвердил, что   есть  твердая договоренность с собственником  по открытию  музея и молельного дома по указанному адресу.  За несколькими короткими фразами  слышалась  большая человеческая заинтересованность  в реализации  этой  идеи.

В ходе строительных работ силами  города  уже снесен  турлучный сарай, построенный в советский период и не имеющий никакого отношения к   «синагоге» и «дому раввина». Поскольку  здание, в котором предположительно находилась синагога, не имеет цокольного этажа, то предстоят работы по снижению уровня тротуара  на глубину, достаточную для укладки перед главным входом парадных  ступенек. Помимо этих работ будут выполнены и другие. Но я боюсь забегать вперед,  поскольку, по словам главного архитектура города, который согласился проконсультировать  меня по телефону в свой выходной день, проект по  реконструкции  обсуждаемого объекта   еще не готов,  но  работы  по благоустройству и реконструкции тротуара ведутся и  будут доведены до конца.

 

КИСЛОВОДСК – ГОРОД-ПРАЗДНИК

 

То, что  Кисловодск за последние годы сильно похорошел, преобразился, уже ни для кого не секрет.  Украшают город солнца и  регулярно проводимые, одно за другим, праздничные мероприятия.  Они  радуют наших  гостей, делают город более привлекательным для отдыха и туризма.  Но особую атмосферу радушия и гостеприимства  создают  ежегодно  проводимые в рамках фестиваля «Гостеприимный Кисловодск»   праздники  национальных культур — карачаевской, армянской, азербайджанской, грузинской, осетинской и других.  В программах таких праздников  —  веселые песни,  зажигательные танцы, творческие мастер-классы, ярмарки, дегустация  национальных блюд. Организаторы, волонтеры  рассказывают гостям  об истории своих народов,  о традициях и обычаях. Заканчиваются  они традиционно  концертами под бурные овации и всеобщее ликование.

В эти минуты по-настоящему чувствуешь, что   Кисловодск — наш общий дом,  а   мы,   его жители,  люди разных национальностей и вероисповедания  – одна  большая  дружная   семья.

В рамках фестиваля «Гостеприимный Кисловодск»  в августе  прошлого года состоялся и  «День еврейской культуры», организованный управлением по курорту и туризму  администрации  Кисловодска совместно с еврейскими общественными организациями — «Местной еврейской национально-культурной автономией  г. Кисловодска»  и местной религиозной организацией  ортодоксального иудаизма «Кисловодская еврейская община».

 

РАССУЖДАЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

 

В  Кисловодске, курортной столице России, известной своими интернационалистскими традициями,  уважением  к  чувствам верующих,  мировые религии  пока  представлены   православными  храмами,   армянской церковью, соборной мечетью. А  вот  синагоги  нет, хотя  была до революции.  Между тем в городе солнца живут около двух тысяч представителей еврейской национальности,  действуют две  еврейские общественные организации. И появление синагоги, помимо прямого назначения,  могло бы послужить  еще одним свидетельством  особого  статуса  Кисловодска как  города, обладающего не только уникальными природными ресурсами, но и  наполненного высокой духовной культурой. Но это, как говорится,   дело будущего.

В завершение  хотелось бы  подчеркнуть, что в  преддверии  75-летия Великой Победы открытие  в знаковом месте молельной комнаты и музея истории еврейского народа приобретает  особый смысл и значение.  Словно  появятся  они в память  о жертвах Холокоста.

7  сентября 1942 г. фашисты вывезли  из Кисловодска в Минеральные Воды около 2-х тысяч  евреев  и  зверски расстреляли.  Среди убитых было много детей, женщин, стариков. Еще 323 человека, в основном  еврейской национальности,  были расстреляны у Кольцо-горы  в окрестностях  Кисловодска.

В 2017 году по инициативе   еврейской общины,  при  поддержке городской думы и администрации Кисловодска, на месте страшной трагедии был воздвигнут монумент в  память о жертвах Холокоста.

Ежегодно  в день  расстрела  и  9 мая  там проводятся  митинги памяти, читаются поминальные молитвы.

 

Поделиться записью или сохранить себе:

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Northwulf Авторы недавних комментариев

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Northwulf
Гость
Northwulf

На фотографии — здание, в котором в свое время размещалась СИНАГОГА, ДОМ же РАВВИНА — если смотреть по фотографии — левее, там жил раввин и резник (помощник по совершению определенных обрядов), для совершения богослужения раввин переходил по застекленной галерее (остатки ее видны на снимке). В советское время в ДОМЕ РАВВИНА размещалось общежитие медучилища, а в помещении синагоги — магазин (их было несколько, друг за другом, в 1960-х годах, когда я учился в школе (№ 14), там был магазин «Уют».