ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДАРИЛИ СКАЗКУ (12+)

сказкаПо всей России разбросаны интернаты для слепых и слабовидящих детей. Многие из тех, кто учатся там никогда не были в театре. Это несправедливо, решили в московском музее-театре «Булгаковский Дом» и пошли на эксперимент, а именно создали для детей социальный проект «Спектакли-невидимки».

Участие в нем приняли известные молодые актеры — Янина Исаичкина, Олеся Абрамова, Егор Сальников, Ярослав Жалнин. Тогда никто из участников и не предполагал, что театр будет так необходим подрастающему поколению. Творческая группа уже выступила в ряде городов, а недавно порадовали первым и пока что единственным спектаклем «Вольке» детей Ставропольского края.

Два дня московские гости играли для учеников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №18 Кисловодска. Да так, что свой восторг после премьеры маленькие зрители скрыть не могли.

Спектакли-невидимки – это зрелище, которое не нужно смотреть: его нужно слушать, ощущать и «созерцать» с помощью воображения. Оно ориентируется на слуховые, кинестетические и обонятельные ощущения, благодаря которым зрители полностью погружаются в атмосферу происходящего.

Подробней о спектакле «Вольке» рассказала Ксения Дмитриева — она является одним из руководителей и авторов проекта и Екатерина Негруца — режиссер постановки.

Спектакль мы выпустили в 2012 году, долго и кропотливо над ним работали, побывали не в одном интернате для детей с нарушением зрения, чтобы понять, как правильно выстроить сценарий, на каких ощущениях и в какой момент спектакля акцентировать внимание зрителей. Отмечу, что текст был специально написан для «Спектакля-невидимки» современным автором Корги Вельшем. Его произведение нельзя назвать сказкой в полном смысле слова, скорее это рассказ с элементами сказки, – поделилась Ксения.

Екатерина Негруца немного приоткрыла завесу тайны и рассказала о том, как создавались различные «эффекты» для спектакля:

– Согласитесь, в жизни мы больше всего запоминаем запахи. Именно они возвращают человека в определенную атмосферу. Одна из главных задач, которую мы решали, работая над спектаклем, – вспомнить какой запах подходит к определенной ситуации… Начинается спектакль с запаха Нового года. А чем пахнет этот праздник? Конечно же елкой, мандаринами. Мандарины у нас настоящие, а вот елка — нет. Коллекцию запахов специально для «спектакля-невидимки» собирал для нас парфюмер.

…Перед тем, как перешагнуть порог актового зала, где начиналась сказка, детям предложили поиграть в игру, а заодно и познакомиться. Так, Егор Сальников научил ребят при помощи одного лишь голоса коллективно создавать настоящий оркестр, воспроизводить различные звуки природы. После веселого интерактива, зрителям предложили надеть на глаза повязки — именно так и «смотрят» этот спектакль, пояснили организаторы.

Дружной цепочкой, взявшись крепко за руки, дети аккуратно вошли в актовый зал. Перед их глазами – абсолютная темнота. На самом деле, в комнате были разложены различные предметы — на столе, украшенном разноцветными огоньками, лежали губка для мытья посуды, шляпа, мандарин, бумага, ножницы, на полу стоял вентилятор… Всем знакомые «инструменты» в скором времени превратили обычную комнату в волшебную, где живут сказочные герои, падает снег, метет вьюга.

Давайте постараемся понять, что же здесь происходило. Тихий голос рассказчика начал:«Эта история произошла зимой под Новый год. Когда новогодние подарки еще не дарят, но елки уже украшенные стоят в домах. В одном доме, ночью, когда родители уснули, несколько любопытных детей решили пробраться в кабинет отца и там, среди множества интересных предметов, они нашли старинную книгу удивительного автора – Корги Вельша, о котором никогда не слышали. Они начали читать и вот что из этого вышло…».

Дальше зрители отправляются в удивительное путешествие с мальчиком по имени Карл. Сюжет такой: однажды главный герой случайно находит шляпу, которая, как ему кажется, может спасти его от стыда, ведь мальчишка был лысым. Поэтому он забирает себе это предмет, а потом понимает, что на самом деле украл его. В этот момент к Карлу приходит страшная тень, осуждающая его поступок. В итоге, тень отправляет героя в путешествие, чтобы тот сделал доброе дело. Вместе со зрителями Карл совершает волшебные перемещения из одного мира в другой. Пройти испытание ему помогает волшебное мифическое существо — Вольке.

Но как дети смогли полностью погрузиться в сюжет сказки? Во время спектакля зрители не просто слышали голоса актеров, но могли прикоснуться к предметам, задействованным в постановке, например, к шляпе. За время путешествия юные зрители ощутили ароматы зимы, лета, свежескошенной травы, елки, мандаринов и корицы. На них сыпался белыми хлопьями снег, дул сильный ветер, шел дождь. А еще актеры мастерски воспроизводили различные звуки: звук проезжающего поезда, мычание коровы, пение птиц, вой вьюги… Было очень интересно!

После спектакля юные зрители засыпали актеров вопросами — как созванивался тот или иной эффект и долго не могли поверить, что, например, реалистичный хруст снега под ногами – это результат работы всего лишь бумаги и ножниц.

После спектакля актеры Олеся Абрамова и Ярослав Жалнин с удовольствием рассказали о том, как произошло их знакомство с проектом «Спектакли — невидимки».

Когда меня пригласили принять участие в работе над спектаклем, я почитала сценарий и очень заинтересовалась. А потом всем составом долго изучали нашу аудиторию, в итоге поняли: воспитанники интернатов обычные дети, которым нужно ставить обычные сказки, только украшая их разными эффектами, – поделилась Олеся. – Как актрисе мне было очень интересно работать над проектом – способ приподнесения материала здесь иной. Когда играешь для обычного зрителя, можешь оценить реакцию публики, а здесь наоборот — отыгрываешь весь спектакль в полной тишине, а только потом слышишь восторженные отзывы детей. Например, премьера постановки прошла при абсолютном молчании зрителей. Мы очень испугались, что им не понравилось, а оказалось – они полностью были погружены в сказку, в свои фантазии. Какие цели мы преследуем, выступая в городах России? В первую очередь хотим, чтобы в стране создавалось как можно больше таких проектов для людей с нарушением зрения, чтобы инициативные и творчески люди переняли наш опыт и создали свои театральные коллективы в регионах.

Приятно быть для детей волшебником, – с улыбкой заметил Ярослав. – Звуком мы заставляем их поверить в то, что они переместились из комнаты в сказочное пространство. Они, правда верят, что я, Карл, нахожусь на вокзале, мимо меня проносится поезд или что метет вьюга и у меня стучат зубы. А на самом деле – сижу спокойно на стуле в спортивном костюме. Вот эта и есть волшебство. Может, наивно прозвучит, но единственная цель наших гастролей – подарить детям сказку.

 

http://www.stapravda.ru/20141029/volshebnuyu_skazku_podarili_detyam_s_narusheniem_zreniya_moskovs_80428.html

 

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о