Вячеслав Яновский. ОБХОДНЫМИ ПУТЯМИ ИЛИ СКОРБНАЯ ДОРОГА В ПАРК

 

Ну вот и до наших мест докатилась «традIMG_4248иция» тотальных огораживаний всего, что только можно огородить. Высоченные заборы должны, наверное, стать одним из самых знаковых символов нашего времени. Несколько лет назад кисловодчане возмущались, что для них стала недоступной территория санатория имени А.М. Горького, где на вершине Крестовой горки стоит установленный, между прочим, на деньги города, а не санатория, памятный каменный крест. Ну пошумели общественники и проглотили…

В этом году нас «порадовал» санаторий имени Г.К. Орджоникидзе. Причем, делалось все постепенно, но притом весьма методично. Сначала обнесли санаторий забором, поставили будки для охраны. И вход поначалу был свободный с утра и до 7 часов вечера. И, кто бы сомневался, в один прекрасный день это благоденствие закончилось… Теперь вход в санаторий только по санаторно-курортным книжкам. И ладно бы, если бы это был какой-то относительно небольшой санаторий, каких в курортной зоне Кисловодска немало. Но беда-то в том, что именно через громадную территорию санатория пролегает единственная КОРОТКАЯ и ЛЕГКАЯ дорога в Верхний парк (верхнюю часть Курортного парка). Когда к моей бабушке приезжали гости – такие же пожилые люди, как и она сама, то бабушка, желая показать им, например, Долину Роз или канатную дорогу, ехала с ними в автобусе №21 до санатория им. Г.К. Орджоникидзе. А далее уже, по ровной дороге, без подъемов, все шли и в Долину Роз и к нижней станции канатной дороги. Но это было раньше. Теперь пожилые люди могут сказать и «канатке» и кисловодским розам «Прощайте!». Санаторий фактически предложил тем, кто не может подниматься долго в крутую гору, заниматься упорными тренировками. Потому как без таковых в Верхний парк им теперь не войти.

Прошел и я «альтернативным» путем в парк. И ужаснулся. Это — не прежняя ровная (и теперь недоступная) дорога! Это — чередование крутых подъемов и, иногда, небольших спусков, убавляющих кем-то с трудом набранные метры высоты над уровнем моря. А в одном месте есть даже весьма крутая и высокая каменная лестница БЕЗ ПЕРИЛ (!!!). Думаю, что если после очередного снегопада с нее «полетит» какая-нибудь бабушка, то больница ей уже не понадобится… В другом месте мне попались торчащие из бетонных плит железные «уши». Идеальные условия, чтобы замечательно споткнуться и расквасить себе нос в преддверии Курортного парка. Еще одним «сюрпризом» оказалось то, что по «альтернативной» дороге в парк движутся не только люди, но и… грузовики! Не знаю, откуда ехал выскочивший на меня грузовик, но мне пришлось поспешить уйти в придорожный бурьян, чтобы на узком дорожном полотне меня не зацепило ненароком.

Отдельно стоит сказать и об эстетической стороне «нового маршрута». Сказать, что это ужас – ничего не сказать! Сначала вы идете вдоль каких-то нелицеприятных задворок санатория, любуясь уродливыми трубами центрального отопления и прочими «урбанистическими красотами». А миновав лестницу без перил, вы оказываетесь около заброшенной стройки с грязью, помойками и бездомными собаками. Стройки, которая началась лет 6 назад и не обещает закончиться в обозримом будущем. Т.е., приведши, наконец, в порядок свою территорию, санаторий отгородился от «плебеев» (к коим относятся все, кто не отдыхает в здравнице имени Г. Орджоникидзе), предложив им любоваться Кисловодском «с изнанки». Ну ладно, кисловодчане – люди уже ко всему привыкшие. Но зачем же людей, которые заплатили немаленькие деньги, чтобы приехать в наш город, увидеть красоту, фактически засовывать лицом в наши стройки и прочие помойки!? Но санаторию важно, что собственная территория более-менее благоустроена. А что вовне находится – так «гори оно синим пламенем!». Вот такой подход. Такое вот «уважительное» отношение к людям! А многострадальные отдыхающие, которые опрометчиво взяли путевку не в санаторий имени Г. Орджоникидзе, доходят до парка в удрученном состоянии от «несовершенства» всего ими виденного по дороге. Я уже молчу о том, что многие люди, даже не пожилые, увидев однажды этот «альтернативный» путь, больше по нему никогда не пойдут, потому как ходить здесь, скажем, в вечернее время – просто страшно! Освещения нормального нет. Брошенные стройки. Безлюдные хоздворы. Просто «заповедник» для какого-нибудь, если не маньяка, то грабителя точно!

Извечный вопрос: «Что делать?». Думаю, что данный вопрос нельзя решать в юридической плоскости, с точки зрения имущественных отношений. К этой непростой ситуации нужно подходить с точки зрения человеческих ценностей, и немодного нынче взаимоуважения, взаимопонимания. Кисловодчане смирились с тем, что территории таких санаториев как «Эльбрус», «Жемчужина Кавказа», им. А.М. Горького – уже давно не «проходной двор». Но через эти санатории не проходила такая важная и такая нужная, такая КОРОТКАЯ и ЛЕГКАЯ дорога в Верхний парк, как через санаторий имени Г.К. Орджоникидзе. В 1930-х годах, когда строился этот санаторий, почти все было «народным», общедоступным. Создателям здравницы и в страшном сне не могла присниться такая «дикость», что по периметру санатория возникнет зеленый забор. Совершенно без мыслей о возможном грядущем огораживании в те времена и позднее создавалась сеть дорог и терренкуров. Тогда учитывался другой главный фактор – рельеф местности

Хочется надеяться, что разум все-таки возобладает и людей хотя бы днем будут пускать в парк через санаторий. Можно понять желание администрации санатория оградить территорию от сомнительных компаний, которые сорят и всегда что-нибудь крушат и ломают. Но руководству санатория необходимо в свою очередь понять, что нельзя просто в одночасье вытолкать пешеходов на совершенно необустроенную и даже опасную дорогу. Это чревато трагическими случаями в будущем. А кто ответит за них?

Да и задворки свои санаторию не мешало бы тоже привести в порядок. Не в промзоне, все-таки, находится. А то любят у нас в России фасад наштукатурить, а сзади посмотришь – стыд и срам!

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.