ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР

Виталий ХАРИН: НАШ ГОРОД НАДО ЛЮБИТЬ, КАК НЕВЕСТУ

 Дорогие читатели, сегодня у нас в гостях Виталий ХАРИН — Почетный гражданин города-курорта, представитель самой деятельной плеяды кисловодских руководителей советского периода, Почетный транспортник и автотранспортник России, обладатель  многочисленных государственных и региональных наград, депутат городской думы трех созывов.

— Виталий Лазаревич, этот год буквально наполнен круглыми датами в вашей биографии, свидетельствующими и об огромном опыте. 50 лет назад — начало партийной деятельности в аппарате Кисловодска, продлившейся 20 лет, путь от инструктора горкома КПСС до поста  председателя исполкома. И вот уже 30 лет – руководство санаторием «Кругозор», работа в сфере санкура. Сегодня наш с вами любимый город охвачен переменами, которые неоднозначно воспринимаются общественностью. А как к ним относитесь вы?

— КМВ – Богом данный уголок, который 200 лет возвращает людям здоровье, создает хорошее настроение. В советское время санкур находился в системе здравоохранения. Кисловодску повезло: в 70-80 годы было принято несколько постановлений Правительства СССР и РСФСР о его развитии, что способствовало процветанию, укреплению материальной базы, развитию инфраструктуры, озеленению курорта. Помним мы и трудности, связанные с изменением политической и экономической ситуации в стране. Но в последние годы, благодаря вниманию со стороны президента, федерального правительства, председателя Совета федерации, мы наблюдаем тенденцию к восстановлению доброго имиджа Кисловодска. Безусловно, его развитие сдерживается отсутствием того финансового и материально-технического снабжения из центра, которое было раньше, но позитивные сдвиги есть: и в городе, и в парке. Уже и многочисленные гости, и жители не могут не видеть, как много делается. В последние годы от разговоров перешли к конкретным делам — исходя из имеющихся возможностей. Я считаю, что курорт должен развиваться как бальнеологический центр, и его главные лечебные факторы — это воздух, двигательный режим и, естественно, нарзан, и все должно быть направлено на их сохранение и развитие. Раньше город выглядел сверху, как крыши, утопающие в море зелени. Так и должно быть, ведь от этого зависит кисловодский воздух. И, конечно, от санитарного состояния. За годы бесконтрольности в окрестностях города образовались мусорные свалки, на ликвидацию которых Правительством выделены огромные суммы. Теперь важная задача руководства города не допускать их впредь…

— Общественность тревожит то, что зеленое море, объект ностальгии для старожилов, теснят многоэтажные здания, сносятся или варварски обрезаются мешающие строительству деревья, а компенсационные посадки растут медленно — в отличие от количества населения и загрязняющего воздух транспорта…

— К слову признаюсь, насчет кронирования, о котором вы писали в одной из прошлых статей, я не во всем согласен. Если оно проведено грамотно, компетентными специалистами, то дерево с сильной корневой системой восстанавливается и обрастает молодыми, более здоровыми и сильными ветвями. Мы убедились в этом на собственном опыте на территории санатория. Но вернемся к вашему вопросу — конечно, это актуальные вопросы экологии. В последние годы проблема загазованности перед нами встала остро, очень сложная, но требующая срочного решения. Такая мера, как ограничение въезда транспорта, применявшееся раньше, нарушает право граждан на свободу передвижения, которое закреплено действующим законодательством. Но в Кисловодске мест под парковки мало, поэтому мы в свое время разработали план строительства объездных дорог. Сейчас осуществили первый этап – задействовали прокол на 61 км, сделанный еще в советское время. Сегодня стоит задача разгрузить центр города, направив  транспорт в западную и южную части. Для этого необходимо строительство объездной кольцевой дороги со стороны промзоны, через район горбольницы и улицу Катыхина, которое занесено в генплан. Эта идея, конечно требует затрат, но по-другому решить транспортную проблему в Кисловодске не получится. Нужно приводить в порядок и имеющиеся дороги. В прошлом году много было сделано, в том числе и хорошая дорога по ул. Катыхина к новому микрорайону, которую теперь ее нужно соответственно содержать и оберегать от разрушения.

Говоря о дорогах, нельзя обойти вниманием и тротуары. Все-таки у нас  курорт, пешеходных маршрутов много не только в парке, но и в городе, и они должны быть удобными и ухоженными. А мы получаем бесконечные жалобы от людей. Например, на неухоженный, вечно разбитый и грязный участок единственного пешеходного прохода под мостом от улицы Желябова к Узлу связи.

— А лестницы, пандусы, лифты? Из кисловодского лексикона как-то тихо исчезла «Доступная среда», о которой еще пару лет назад не говорил только ленивый. Кто должен заниматься этим?

— Это обязанность компетентных чиновников, которые должны нести за это личную ответственность. В некоторых случаях, я считаю, это зависит от совести людей: если написал заявление, зная размер зарплаты, условия работы, взялся за нее — надо работать, как следует… Мы на заседаниях постоянных комиссий Думы даем оценку, высказываем замечания, но других рычагов у нас нет:  подменять друг друга исполнительный и представительный органы не могут.

— Неизменно актуальной для кисловодчан по-прежнему остается тема последних лет – застройка города. Казалось бы, и власть, и общественность сошлись во мнении, что пора ее ограничить, принимаются меры, идут суды, а строительные заборы продолжают возникать с прежней скоростью.

— Сегодня мы выступаем категорически против многоэтажного коммерческого жилья. Во-первых, высотное строительство создает помеху движению воздуха, который идет к нам с Кавказского хребта. Создается тепловая завеса, которая не может не влиять на изменение кисловодского климата, о чем мы постоянно говорим. К сожалению, не всегда наши требования доходят до исполнителей. Нас беспокоит также вопрос емкости курорта и численности населения, которую необходимо ограничить, как было раньше. А излишнее жилищное строительство среди прочего способствует и ее росту. В свое время генплан предусматривал количество жителей немногим более 90 тысяч человек, а сегодня в городе уже больше 140 тысяч, он перенасыщен, что влечет за собой и растущие требования к социальной сфере. Наполнять город людьми, не предоставляя им возможность работы, это неправильно, однако среди работоспособного населения не все хотят работать. Неправильно и то, что люди, которые приобретают у нас квартиры, трудятся где-то в другом месте, там платят налоги, а к нам приезжают как на дачу: отдохнуть, подышать воздухом и привезти нам мусор.

Все нужно делать в комплексе, а для этого нужны кадры. И, конечно, компетентный подход.

— Глава обещал остановить высотное строительство. Но ведь восемь этажей с еще одним подземным по нормативным актам относится к среднеэтажному(!), которое в некоторых зонах Кисловодска разрешено. А все мы хорошо знаем, как это бывает: где восемь, там и девять, а два еще выше, покрытых ондулином под видом мансарды…

—  Согласен. Побывав на курортах Германии, Франции, Америки, на Филиппинах, я убедился, что там никто не гонится за этажами, застройка действительно малоэтажная и — максимум зелени. Но у нас в стране так уж вышло, что вместо рынка получился базар, строили все бесконтрольно, кто как хотел. Сейчас пытаются это упорядочить, ограничить, однако существуют еще выданные очень давно и остающиеся действительными разрешения на строительство, и хождение по судам сегодня не всегда дает результат. Но мы благодарны сотрудникам прокуратуры, серьезно подключившейся к вопросам застройки, участвующих в судебных заседаниях. Мы все в правовом поле, есть законы, принятые на федеральном уровне, и их нужно выполнять…

Но говоря о строительстве в городе в целом, давайте не забывать о лечебных комплексах, которые нужно приводить в порядок и, конечно, строить новые. Кисловодск превратился в моногород с санаторно-курортным направлением как основной отраслью хозяйства. А здесь есть вопросы, связанные и с занятостью населения, и с подготовкой медицинских кадров — особенно врачей, которых, как ни парадоксально, не хватает и санаторно-курорным, и медицинским учреждениям. Надо решать эту проблему, разрабатывать пути привлечения к нам молодых врачей-курортологов, которые заканчивают вузы. Эту проблему очень правильно и компетентно поднимают наши коллеги, особенно Ю.Б.Хуцистов, который ею давно занимается.

Как видите, мы с вами уже коснулись стольких проблемных тем, а ведь это лишь небольшая их часть.

— Но есть такая, которую вы как руководитель постоянной думской комиссии по городскому хозяйству считаете наиболее острой, требующей безотлагательного решения?

— На первое место я бы поставил водоснабжение — вопрос жизненно важный. Слава Богу, мы уже ушли от графика подачи воды, но успокаиваться нельзя. Ведь лимит Эшкаконского водовода, от которого на 85% зависит водообеспечение Кисловодска, исчерпан полностью, а сам он был рассчитан на 25 лет и уже начинает заиливаться. Как его чистить? И откуда брать воду, без которой город не может существовать? Когда мы станем перед фактом, может быть поздно.

Я считаю, нужно подстраховаться: рассмотреть возможность привести воду от Кубанского водовода и Малкинского месторождения.

— Виталий Лазаревич, вопрос «на засыпку», вернее – на разрытие. В прошлом году проводился ремонт 28 улиц. Не успели положить асфальт, как пришлось раскапывать: потекли трубы. На улице Дзержинского осенью вскрывали асфальт напротив санатория «Смена», теперь он провалился около перекрестка с улицей Ленина. И такая картина во многих местах. А в этом году планируется ремонт еще 29 улиц. Неужели опять положим – и раскопаем? 

— Беда в том, что закончился срок эксплуатации подземных инженерных сетей, особенно водопровода. Там, где проложены стальные трубы и много кабелей, электролитическая коррозия способствует ускоренному выходу металла из строя и, соответственно, утечке. Раскопали, залатали — опять течет. Люди жалуются, и опять раскапываем: на улице Жуковского, около ЗАГСа, на Дзержинского, в других местах. Потому что надо менять трубу: то есть раскопать всю улицу и проложить новый водопровод, уже из пластмассы. Но в любом случае все упирается в деньги.

— Но где же логика, почему мы при дефиците средств продолжаем на старые сети класть новые дороги? Неужели порядок замены не предусмотрен планом развития Кисловодска?

— Решать вопросы в комплексе было проще, когда все было в одних руках. Сейчас хозяева разные, и все настолько сложно, что скоординировать действия практически невозможно. Заказчиком ремонта дорог выступает город, который согласно 131-ФЗ выделяет средства. Что касается депутатов, то в наших полномочиях требовать отчет, вносить советы и предложения.

— О проблемной ситуации с водоотведением, с центральным коллектором тоже мы слышим уже несколько лет… 

— Все существующие сети уже переполнены. Если из водопроводных  труб в замене нуждаются 55%, то износ систем водоотведения составил 74%. Старый коллектор метрового диаметра, идущий на Пятигорск, сегодня в связи с нагрузкой, возросшей из-за множества новостроек, идет  полным сечением. А при переливах, бывает, и вовсе через верх. Необходимо прокладывать второй. Расчеты готовы, намечалось даже участие инвесторов из Чехии, но пока конкретных шагов мы не видим.

— Мы слышали, что вы с Л.Н. Волошиной, неугомонные партработники советской закалки,  разработали-таки свои предложения для включения их в план комплексного развития города. Сколько денег может потребовать их реализация?

— Реконструкция водоснабжения на всей территории города, включая строительство резервных систем и резервуара чистой питьевой воды составит 3 817,2 млн рублей. Предварительная стоимость мероприятий по строительству и реконструкции двух веток канализационного коллектора – 885,3 млн рублей.

— Хочется верить, что депутатское предложение, такое важное для города, найдет свое воплощение. Что еще записано в вашем блокноте срочных дел?

—  Ремонт больницы, школ №1 и 16, гимназии Сильникова на Ленина, а также берегоукрепления, которое мы построили после наводнения в 1977 году и которое уберегло город от многих аварий в 2002-м. Много нужно сегодня делать, и тогда, в советские годы, мы, наверное, справились бы с этими задачами и проблемами, но время было совсем другое. Мы смогли построить очень много важных социальных объектов. А главное — был порядок. Тогда мне, мэру, достаточно было написать распоряжение, и оно выполнялось. А теперь требуется официальное обращение на специальном бланке, на которое чаще всего отвечают отрицательно. Очень больно, когда люди приходят к нам на прием с просьбами, с жалобами, а мы ничем не можем помочь: и не уполномочены, и рычагов нет, и средств нет. Тогда денег было много, но не хватало транспорта, рабочих рук, материалов. Сейчас наоборот: всего этого много, а денег нет. Но главное, что мы все эти вопросы знаем, и Глава города отлично понимает, что нужно делать. К сожалению, не все от него зависит. Однако руководители и администрации, и думы занимаются решением проблем, ищут пути как регионального, так и федерального финансирования, и находят поддержку. Вот, например, Губернатор в прошлом году на ремонт приемного отделения горбольницы выделял целевые деньги, а сейчас пообещал выделить около млрд рублей на ее полный ремонт. Согласитесь, это серьезная помощь. Так что повод для оптимизма есть.

— Виталий Лазаревич, что бы вы сказали нынешним кисловодчанам,  если бы сегодня, как десятилетия назад, вместе с первым секретарем горкома КПСС Н.И. Земцевым и всей командой прошли по улицам?

— Любите наш Кисловодск, как невесту!

Ирина Стрыжкова.

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.