ПЕРВЫЙ КАНАЛ — О ШЕДЕВРЕ КЛЕПИНИНА

п1DSC_7145
Фото Ю. Жванко

На Ставрополье пытаются спасти известный памятник городской архитектуры

Знаменитый комплекс нарзанных ванн — визитная карточка Кисловодска — стал жертвой (как считают местные жители) реставрационных работ, которые ведутся с нарушением всех возможных правил. Сами строители говорят: памятник в таком состоянии, что восстанавливать практически нечего.

Изящные фасады, витиеватая архитектура, в знаменитом «Комплексе нарзанных ванн» в Кисловодске почти каждый кирпич — историческая ценность. Недавно здесь началась реставрация, но сами работы неприятно удивили местных жителей.

«Я видела, что на крыше стоят двое молодых людей, перфоратором сбивают кирпичи и скидывают их с крыши. Естественно, меня это насторожило, потому что это жемчужина нашего города, и за него мы болеем всей душой», — говорит местная жительница Люсина Мартиросова.

Это здание построили более века назад. Историки до сих пор теряются в догадках, почему архитектор Клепинин решил сконструировать его в диковинном мавританском стиле. Так появилась богатая лепнина, рельефы, облицовка майоликой и так называемыми индийские башенки.

Подрядчик показывает: внутри после 20 лет запустения многое пришло в негодность. Хотя даже стены здесь — часть культурного наследия.

«Плитка здесь вся оригинальная, она стоит под охраной», — отмечает директор архитектурно-реставрационного центра Александр Федоров.

Бросается в глаза: на ценной плитке — десятки мешков строительной смеси. Есть видео, на котором из той самой «индийской башенки» подрядчик вынимает арматуру, осыпается старинная кладка. Объяснение то же: реставрировать нечего — все разрушило время. Придется делать заново

«Все это мы вымеряли. Делали такое же. Один в один. А чтобы все детали, которые мы поснимали, восстановить, — нам времени не хватит», — отмечает скульптор-реставратор Александр Алешин.

«Работа с памятником и реставрация — не есть производство новодела. Тем более когда речь идет о памятнике, достаточно хорошо сохранившимся, — считает президент Союза архитекторов России Андрей Боков. — Те следы и сцены абсолютно варварского чудовищного вида, когда какой-то человек вырывает из тела памятника какие-то куски, выглядят, конечно, устрашающе».

К подобной реставрации у независимого архитектора сразу возникает много вопросов. Как можно исторический материал заменить современным? Были ли проведены перед реконструкцией исследование здания и где эксперты, которые должны контролировать каждый шаг строителей? Местные надзорные органы уверяют: работы идут согласно проекту. Провели проверку. Ничего странного не увидели.

«Были выделены денежные средства в объеме 48 миллионов 480 тысяч на проведение самих реставрационных работ. Когда разрушен объект до конца, что мы можем сохранить? Реставрация и подразумевает под собой воссоздание точной копии, но с использованием материалов, которые существуют сегодня», — говорит начальник управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Татьяна Гладикова.

Тем временем история, когда реставрация плохо закончилась, в Кисловодске была буквально на днях. Каскадная лестница — еще одна архитектурная «визитная карточка» города — начала осыпаться всего спустя три месяца после завершения работ.

«Почему сейчас наскоком делаются реставрационные работы? Как можно такой крупнейший объект реставрировать таким ускоренных ходом? И покажите специалистов, которые разбираются в свойствах тех материалов, которые использовались при создании этого архитектурного памятника», — говорит старший научный сотрудник Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость»

Реставраторы обещают: фасад Комплекса нарзанных ванн будет выглядеть, как на исторических фотографиях, большую часть снятых с крыши элементов вернут на место. Но сколько — неизвестно. Пока же эти фрагменты индийских башенок — хранят на заднем дворе рядом со строительным мусором.

Ольга Герасименко

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.