ПРОФАНАЦИЯ КУРОРТОВ?

ПРОФАНАЦИЯ КУРОРТОВ?Как часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, привычные вещи с чьей-то легкой (или не совсем легкой) руки начинают превращаться в нечто такое, в чем с огромным трудом можно узнать первоначальные контуры. Иногда этому можно подыскать вполне логическое объяснение и даже согласиться с новой трактовкой. Другое дело, когда нам вольно или невольно пытаются привить извращенное восприятие окружающей действительности, ничего общего с логикой и здравым смыслом не имеющее.

Можно только сожалеть, но именно по такому странному и непонятному сценарию в последние годы стала развиваться ситуация, складывающаяся вокруг отечественных курортов. Нашлись инициативные, но не слишком понимающие суть проблемы люди, которые принялись настойчиво вдалбливать в головы наших сограждан идею отказаться от таких понятных и привычных нам понятий, как «всероссийская здравница», «санаторно-курортное лечение», «курортная профилактика», «курортник». Вместо этого предлагают свыкнуться с новой терминологией, позаимствованной у столь милого сердцу некоторых наших чиновников Запада: «туристическая зона», «санаторно-курортное развлечение», «курортная реабилитация», «лечебно-оздоровительный турист». Это можно было бы попытаться отнести к очередному приступу чудачества не вполне адекватных граждан и не уделять ему так много внимания. Но суровая правда жизни заключается в том, что все это не просто набор случайных слов. За ними следуют вполне конкретные, осознанные действия, поражающие всех трезвым расчетом и цинизмом.

Нас постепенно приучают к мысли о том, что санаторно-курортный комплекс России – это никакая не составная часть отечественного здравоохранения, призванная эффективно и не слишком затратно решать главную государственную задачу – народосбережение. На заграничный манер все здравницы страны стали называть банальными местами размещения туристов, где самым главным показателем успешности стал пресловутый и, казалось бы, навсегда канувший в Лету «план по валу». Это когда чем больше «туристов» остановилось в санатории, тем выше оцениваются показатели его работы. И здесь уже не важен ни профиль заболевания, ни сезонность, ни показания, ни противопоказания.

Современные энтузиасты курортных преобразований стараются не слишком комплексовать по поводу медицинской составляющей санаторно-курортной деятельности, которая пока еще остается главенствующей в наших здравницах. Скорее всего, не от большого ума они стремятся любым способом затащить доверчивого «туриста» в любой санаторий, получив за это причитающийся процент, и с чувством полного удовлетворения при представившемся удобном случае подчеркнуть свою особую миссию в повышении заполняемости здравниц. Нечто похожее прозвучало недавно из уст представителя туристической компании «Алеан», которая, выступая перед главными врачами кавминводских санаториев, без тени сомнения заявила, что это только благодаря туркомпаниям показатели заполняемости курортных учреждений постоянно стремятся к новым рекордам. Правда, тогда руководители здравниц с большой долей скептицизма отнеслись к такому нестандартному заявлению одного из лидеров туристического бизнеса. По их глубокому убеждению, при всем уважении к нелегкому труду тур-агентов, пытающихся убедить доверчивого гражданина купить тот или иной турпродукт, на деле являющийся ни чем иным, как путевкой на санаторно-курортное лечение, все же главная роль в этом увлекательном процессе должна принадлежать не им, а врачам, подписывающимся под соответствующими рекомендациями.

Странности во взаимоотношениях государства и санаторно-курортной отрасли объясняются многими причинами. Не в последнюю очередь отсутствие чувства взаимности между ними обусловлено ущербностью модели государственного управления санаторно-курортным комплексом России. Вернее сказать, абсолютным отсутствием такового. Кто только не пытался от лица государства поруководить отечественными курортами! В разное время кураторами отрасли числились Минкультуры, ведомство, отвечающее за спорт и молодежную политику, Агентство по туризму. В настоящее время «главным по курортам России» формально считается федеральный Минздрав. Но все дело в том, что таковым он только считается. А на самом деле руководство здравоохранительного ведомства фактически самоустранилось от госуправления курортной отраслью. Оно даже президентские поручения, относящиеся к развитию санаторно-курортного комплекса России, выполняет крайне неохотно, что называется, из-под палки. Поэтому неудивительно, что качество документов, рожденных в недрах федерального Минздрава и относящихся к сфере регулирования санаторно-курортной деятельности, не выдерживает никакой критики. Порой даже кажется, что их отсутствие смогло бы принести отрасли больше пользы, чем их наличие. В частности, такой вывод можно сделать, ознакомившись со Стратегией развития санаторно-курортного комплекса России и проектом Плана мероприятий по реализации указанной Стратегии, за разработку которых отвечали подчиненные Вероники Скворцовой.

При такой аллергии на курорты, которую демонстрирует Минздрав России, неудивительно, что порулить отраслью в инициативном порядке пытается каждый, кому не лень. Очень преуспело на этом поприще Федеральное агентство по туризму. Оно не прочь и категорийность санаториям устанавливать, и продвигать услуги санаторно-курортного комплекса Российской Федерации на внутреннем и мировом туристических рынках. Тем более, что именно такая формулировка содержится в президентском поручении, данном по итогам заседания Президиума Госсовета в Белокурихе летом 2016 года.

Но и это еще не все беды, свалившиеся на голову наших родных курортов. В последние лет десять стало размываться само понятие «курорт». В частности, так появился и довольно быстро прижился термин «горнолыжный курорт». Несмотря на то, что ни в одном нормативно-правовом акте невозможно отыскать юридически значимое толкование данного определения, целое министерство (Минкавказ) продолжает успешно строить «горнолыжные курорты», не менее успешно осваивая при этом бюджетные миллиарды. А на все многочисленные просьбы настоящих (бальнеологических) курортов московские чиновники с недоумением отвечают, что на развитие отрасли и так направлены немалые средства, не слишком утруждая себя попыткой разобраться, о каких таких курортах идет речь. И в этом кроется серьезная опасность. Когда новомодные горнолыжные туркомплексы от скудоумия либо по злому умыслу стали именовать «курортами», то полюбившие их московские чиновники стали иначе реагировать на само слово «курорт». Для них это стало синонимом развлечения, веселого времяпрепровождения. Достучаться до их сознания и объяснить им, что существуют лечебно-оздоровительные курорты, инфраструктура которых находится в ужасном состоянии, стало гораздо труднее. Но, чтобы уж совсем не расписываться в своей невнимательности к отрасли, они с легкостью согласились на проведение эксперимента по взиманию курсбора. И теперь каждый россиянин (не относящийся к льготной категории) обязан заплатить за день санаторно-курортного лечения дополнительные 50 рублей, целевым образом направляемые на развитие общекурортной инфраструктуры. Если придерживаться старой терминологии, согласно которой бальнеологические курорты называются не иначе, как природные поликлиники, то введение платного посещения их необходимо рассматривать как досадное недоразумение.

Воодушевившись такими «успехами», преобразователи отечественной курортной отрасли решили не останавливаться на достигнутом. Теперь их основная цель – решить двуединую задачу: упразднить разделение курортов на федеральные, региональные и местные, а заодно поупражняться с зонами горно-санитарной охраны курортов, доведя их площади до минимально возможного значения. Экспертное сообщество, как может, пытается образумить «курортных реформаторов». Они опасаются (и не без основания!), что, как только отменят градацию курортов, они сразу же превратятся в беспризорников, за состояние и развитие которых никто не будет нести никакой ответственности. И поддержку развития курортов некому будет оказывать, так как они станут ничьими – ни федеральными, ни региональными, ни местными.

Еще большую опасность таит в себе предложение сузить охранные зоны курорта чуть ли не до самого оголовка скважин с минеральной водой. Понятно, что все это делается не из простого любопытства. На кону огромные деньги, которые готовы заплатить бизнесмены за возможность застроить курортные зоны своими коммерческими объектами.

Пока что соответствующие законопроекты, разработанные Минздравом и Минкавказом, не нашли понимания у депутатов Госдумы. Но как долго народные избранники смогут противостоять настойчивости и упорству чиновников, сказать трудно. Следовательно, нельзя исключать никакой сценарий развития событий. Даже самый губительный для отечественных курортов.

Пытаясь понять все то, что происходит в последнее время с отечественным санаторно-курортным комплексом, невольно начинаешь ловить себя на мысли, что все это очень напоминает театр абсурда. На протяжении двух веков курортное дело в России постоянно развивалось и совершенствовалось, являясь образцом для подражания во всем мире. Поэтому допустить саму мысль, что мы можем так легко отказаться от достигнутых завоеваний и превратить курорт в предмет купли-продажи, не так-то легко. Тем не менее это вполне возможно. Особенно если учесть масштаб операции по профанации курортов.

Если обратиться к толковому словарю, можно отыскать значение термина «профанация», трактующего его как искажение, опошление чего-либо. А еще там сказано, что профанация, как правило, представляет собой действие невольное.

Как хотелось бы думать, что происходящее с курортами России и вокруг них является действиями невольными, осуществляемыми людьми, которые не понимают, что творят. По крайней мере, при таком раскладе у отечественного санаторно-курортного комплекса сохраняется пусть небольшая, но все же надежда на возрождение.

Борис ПЕТРОВ.

http://kmvnews.ru/news/lyudi-sobytiya-fakty/problema-krupnym-planom/item/20828-profanatsiya-kurortov

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Northwulf

    Статья злободневная, хотя и несколько запаздывающая по времени. Ибо то, что было курортами, превратилось в зону бизнеса и коррупции (то есть в переводе на русский язык — мздоимства и продажности). Об экологической обстановке того же Кисловодска лучше скромно промолчать. ВСЁ продается и покупается, начиная с незастроенного (то есть неиспоганенного) метра территории, до архитектурных памятников, превращенных в «отели», кабаки и прочие сытные кормушки. Очень показательно, что когда Кисловодск был лечебным курортом, он назывался просто «Город Кисловодск», когда он курортом быть перестал, начал наименоваться официально(!) «Город-курорт Кисловодск»… Почему?

    Ответить
  2. Elena

    Медицинские работники Кисловодских санаториев,а вас не волнует эта проблема уничтожения, превращения города- здравницы,города-курорта в туристические.спортивные комплексы ?При этом прежняя и главная роль врачей,мед.сестер будет не востребована в таком количестве.Придется переквалифицироваться в менеджеров по туризму и т.п.,а иные вообще могут остаться без работы.Коррупция и бизнес могут победить.

    Ответить