Ностальгия по доцифровой эпохе

Ностальгия по доцифровой эпохе Юрий ЖВАНКО

В этой подборке фотографий представлены старинные фотоаппараты ушедшей эпохи аналоговых фотокамер, которым уже семьдесят,  сто  и более лет. Это коллекционные вещи: например, фотокамера «Лейка» 1930-годов, помните — «с Лейкой и блокнотом, а то и  пулеметом…», или немецкий стереоаппарат «Эрнеманн» (ERNEMENN) с двумя, широко расставленными объективами для съемки сразу двух панорамных снимков на пластинки 10 х 5 см в кассетах. Проектируя на экран совмещенные два снимка, получаешь стереоэффект. Таким аппаратом «Ernemenn» хорошо владел последний  российский император Николай II и часто удивлял своих гостей панорамными пейзажами.

В фотоальбоме «Кавказские Минеральные Воды»  издательства «Снег» целый разворот украшает снимок этого ретро аппарата.  Недавно я был у своего старого друга, с которым нас связывает общее хобби, ретрокамеры, он показывал новые находки, доставая их  из стеклянных витрин, я много снимал. Между  витринами стоял большой  телевизор, где   транслировался  прекрасный недавний  чемпионат мира по фигурному катанию из Японии, а незадолго до этого из Стокгольма. Взгляд постоянно переходил то на фотокамеры, то на лед, создавалось особое настроение. Мне казалось, что ледяные баталии очень органично смотрятся через эту старину, через это «железо» и «цейсовское стекло». На столике перед телевизором стояли, словно шахматные фигуры, разные ретро камеры.  С низкой точки поверхности стола камеры смотрелись огромными, а фрагменты экрана со спортсменами крохотными, и с разных ракурсов я это снимал… Так незаметно в разговорах, съемках, в приятном общении, спорах пролетели эти три дня. Вырисовался и заголовок к альбому: «СТАРИННЫЕ ФОТОАППАРАТЫ и ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ+».  В конце заголовка большой знак плюс — тема на этом не кончается. Это хобби у меня уже почти 50 лет. Первой камерой, кроме «мелочевок»  стала «Лейка»1940-х годов, послевоенная, с нее и «заболел». Потом была «Лейка»  1930-х годов.  Несколько лет назад мне захотелось сфотографировать первую «Лейку» с ее ровесником, ретроавтомобилем середины 1940-хх годов.  Нужно было ехать в соседнюю республику. Это был легендарный бронированный ЗИС -110. Кстати, хозяином автомобиля был Берия Лаврентий Павлович. Документы это подтверждают. Коллекция включала не только этот автомобиль. Совместный снимок назван «Ровесники». В данном случае я получил большое удовольствие от этой поездки, провел в таком прекрасном месте  несколько интересных дней, делая фотосессию для серьезного издания совсем другого плана,  и параллельно выполнил свою мечту — поставил «Лейку» на мощнейший сверкающий бампер и сделал несколько снимков, а также в отражении никеля лучше, чем в зеркале, снял селфи. Вечерами я имел приятную возможность неспешно  и подробно все эти ретроавтомобили разглядеть, посидеть в салоне,  за рулем и полюбоваться, погладить настоящую слоновую кость на отделке руля, приемника, других деталей салона, и при этом я много снимал.

И, наконец, заканчивая, «вернемся к нашим баранам», то есть к старинным камерам (ANTIQUECAMERA) как называют их в толстенном издании, где представлены и очень кратко описаны почти 9000 фотоаппаратов от времен дагеротипов до наших дней.  Это издание и является  моим самым лучшим помощником, а до нее я просто двигался в потемках, считая чем древнее вещь, тем ценнее. Отнюдь!

Нужно искать больше сведений и больше информации о своих «игрушках», больше общаться с такими же «ненормальными», людьми, посещать выставки старинных фотокамер, и хотя бы иногда  протирать с них пыль. Чтобы было понятнее, я постарался кратко прямо по снимку описать суть этого хобби – собирания старинных фотокамер. Когда у меня проходят персональные фотовыставки, администрация выставочных залов  приглашает на встречи с автором и на  мастер классы молодых людей, особенно студентов творческих факультетов. И я с каждым годом с удовольствием замечаю как растет интерес к ретрокамерам той доцифровой эпохи. Даже в небольшой фотокофр  я свободно  устраиваю два-три аппарата из небольших, и для одной встречи этого вполне достаточно. После вопросов по выставке, по конкретным работам, переходим к «железу». Восторг вызывает та же «Лейка». Наконец они могут подержать ее в руках, посмотреть на латунные кассеты, в которую заряжают пленку, размотать ее, попробовать, как работает затвор… Хотя в некоторых домах старые аппараты еще хранятся, но это же — «Лейка»! А стереокамера начала прошлого века — «Эрнеманн», одной из которых даже наш царь делал выставочные панорамы!  И вы же видели, как много разных моделей существует… Мне нравятся такие встречи.  Кстати,  бывший президент России Дмитрий Медведев фотографирует камерой «Лейка». Его фотография Казанского Кремля с вертолета была продана на аукционе за 1,7 миллиона долларов (где то 130 000 000 руб.)  Но это уже совсем другая история… Посмотрите в интернете на этот снимок. Успехов всем.

 

Юрий Жванко
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.