Оркестр, колядки и гаснущие свечи Гайдна

Оркестр, колядки и гаснущие свечи Гайдна Культурный досуг

Время предвкушения праздника Рождества — самое доброе и волшебное в году. В канун Нового года и чудесных рождественских дней в Концертном зале им. А. Скрябина праздничная концертная программа завершила выступления Академического симфонического оркестра им. В.И. Сафонова в музыкальном фестивале «Рождественские встречи на Водах» и в ушедшем 2024 году.

Под управлением главного дирижера Николая Цинмана прозвучали знаменитая «Прощальная симфония при свечах» Й. Гайдна, последнее симфоническое произведение «Болеро» выдающегося французского композитора М. Равеля, сюита из оперы-колядки Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» и гениальный образец стилизации прекрасной эпохи барокко – «Сюита в старинном стиле» отечественного композитора А. Шнитке.

Открыли этот удивительный концерт Заслуженная артистка России Светлана Бережная  и лауреат международных конкурсов Николай Цинман. Дирижер солировал на скрипке, Бережная виртуозно воспроизводила сюиту Шнитке на органе, погружая слушателей в мир музыки, мечтаний, светлых фантазий.

Симфонию фа-диез минор австрийского композитора Йозефа Гайдна вживую я слушала впервые. Она была создана и исполнена в 1772 году во дворце Эстархаза, где венский музыкант служил обер-капельмейстером венгерского князя  Миклоша Николау I Иосифа Эстерхази. Об истории интерпретации произведения рассказала Светлана Бережная. Наиболее распространённой версией исполнения симфонии, во время исполнения которой оркестранты один за другим покидают сцену, является та, согласно которой толчком к возникновению стала неудовлетворённость музыкантов князя своими финансовыми условиями. По этой причине произведение позднее получило известность как «Прощальная симфония», а также «Симфония при свечах». Сначала Гайдн исключил все духовые инструменты. В струнной группе поочередно замолкали контрабасы, виолончели, альты, вторые скрипки.  Доигрывают симфонию лишь две первые скрипки, которые, в конце концов, тоже гасят свечи (в зале имени Сафонова это были светильники для пюпитра) и уходят вслед за остальными. Считается, что князь Эстерхази понял этот изящный намёк и удовлетворил пожелания музыкантов. Интересно, что российский музыкант А. Е. Винницкий отмечал, что Гайдна за концепцию симфонии можно назвать «правозащитником» в защиту прав музыкантов оркестра князя Эстерхази.  Композитор крайне дипломатично и с юмором реализовал «акцию» в защиту своих подчинённых. Филармонический оркестр с не меньшей иронией исполнил замысел композитора.

Феерично, легко, сказочно была исполнена сюита из оперы-колядки Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Иллюстрировали музыку фрагменты из художественного фильма-сказки Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Светлана Бережная, представляя сюиту, отметила, что она была написана в том же 1895 году, когда в Кисловодске открылась филармония.

Музыкантам удалось через музыку Римского-Корсакова передать эмоциональный стиль гоголевской повести, в которой яркие украинские мотивы, устное народное творчество переплетаются с фантастическими образами языческих бесов. Добро, естественно, одерживает победу, весна побеждает зиму, а любовь — сатанинские зловредные замыслы.

Представленную концертную программу  Академического симфонического оркестра им. В.И. Сафонова можно было бы считать эклектичной, если бы она не была представлена в канун новогодних праздников. Она, словно разноцветные игрушки на рождественской елке, дарила счастье от ожидания предстоящего праздника.

Ссылка на видео концерта https://rutube.ru/video/61aabf8395649fd359dbb64ac036cfcb/

Елена Полтавская
Фото: rutube.ru
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Наталья

    Елена, большое вам спасибо за красивую подачу» музыкального блюда». Этот сюжет вносит ещё больший интерес к вечный нескучный классики. С СОЧЕЛЬНИКОМ ВАС! ПУСТЬ ВСЕГДА будет Музыка в нашей жизни!

    Ответить