Пётр Ильич Чайковский заслуженно занимает почётное место среди музыкального окружения Сергея Рахманинова как главного музыкального духовного наставника.
20 июля в рамках фестиваля, посвящённого 150-летию Рахманинова, на исторической сцене государственной Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова прошла опера Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама».
Благодаря художнику Карлосу Пардо Гомесу, чья экспозиция «Русская душа» встречала зрителей в фойе филармонии, все могли посмотреть на Пётра Ильича Чайковского перед спектаклем, взглянув в его бездонные голубые глаза.
Опера “Пиковая дама” была создана по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Иван Александрович Всеволожский, директор императорских театров, предложил идею создания оперы композитору. Два года Пётр Ильич Чайковский не соглашался, но его младший брат Модест первый нашёл в этом вдохновение, начав создавать либретто к будущей опере. Своим энтузиазмом он «заразил» брата Петра, и тот начал писать музыку. Чайковский отменил свой гастрольный тур по Европе и уединился во Флоренции, где за кратчайший срок — 44 дня — написал полную партитуру к опере.
19 декабря в 1890 году на сцене Мариинского театра состоялась мировая премьера шедевра. Братья Чайковские выступили новаторами в оперном искусстве. Песни Жуковского, Державина, Козловского, Томского, Карабанова на музыку Петра Чайковского также нашли своё звучание в опере. Одноимённая опера освежила повесть Александра Пушкина не только новым взглядом на питерскую легенду, но и более совершенной психологической мотивацией главных героев. Герман и Лиза в опере более сильные и страстные натуры, они любят друг друга, пока «злая » сила не прошла между ними, и только смерть соединила их.
Примечательно, что Сергей Рахманинов посвятил Чайковскому исполнение «Пиковой дамы» в 1904 году, когда дирижировал в Большом театре. Это состоялось через 13 долгих лет после первого исполнения оперы в том же Большом, тогда за дирижёрским пультом стоял Ипполит Альтани. Как будто великий композитор дождался, когда «подрастет» его талантливый ученик…
Божественная музыка Чайковского в Кисловодске звучала в исполнении симфонического оркестра им. В.И. Сафонова под руководством дирижёра Александра Жиленкова (Москва). Режиссёр-постановщик оперы «Пиковая дама» в филармонии им. Сафонова – неизменный режиссёр театра Алла Чепинога, которая в 2021 году подготовила его премьерный показ, и с тех пор опера триумфально шагнула в культурную жизнь юга России.
Опера «Пиковая дама» в исполнении артистов государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах предвосхитила все ожидания требовательной публики. Опера в 3 действиях и 7 картинах шла со сменой реалистичных декораций и костюмов главных героев Екатерининского периода. Блестящую стенографию к костюмам подготовила Мария Бережная. Вся большая команда проекта: художник – декоратор Ольга Санникова, звукооператор — Роман Радионов, костюмер – Диана Ледовских, хореограф – Татьяна Аплемах, концертмейстер — Ирина Лябах — помогли создать на сцене реалистичную картину оперы.
Спектакль украсили прекрасные голоса главных героев.
Вот они: Герман — Иван Буянец (тенор); Лиза — Елена Филимонова (сопрано); Графиня — Элеонора Кипренская (меццо-сопрано); Князь Елецкий – Астемир Макоев (баритон); Граф Томский — Сергей Майданов (баритон); Полина-Наталья Старкова (меццо-сопрано); Маша – Юлия Колеватова (сопрано). Прекрасное впечатление в опере создал филармонический хор под руководством Елизаветы Письменной, так как хоровые песни были специально авторами оперы выделены красной нитью.
Опера «Пиковая дама» в Кисловодске прошла с ошеломительным успехом, долго артисты не сходили со сцены, принимая цветы и низко кланяясь благодарным зрителям.
Дорогая Наталья, ваши очерки возбуждают во мне желание обязательно сходить на оперу ❤
Очень красивая опера, советую всем её послушать. Статья чётко отражает красоту восприятия этой оперы.