ПОЭТИКА РЕСТАВРАЦИИ (КАК ЭТО БЫЛО)

dsc_0025-fotok-zagolovkuК реставрации Главных Нарзанных Ванн приступили в начале марта этого года,  тогда же  она  началась  и для меня продолжительной фотосессией  с крыши этого прекрасного здания.  Оттуда, через многочисленные  скульптурные композиции на переднем плане,  открывался необычный вид на Курортный бульвар, город. 

Между тобой и городом находился сказочный мир Востока:  огромные, в мавританском стиле башни, украшенные богатой лепниной,  скульптуры  диковинных,  неведомых нам зверей,  огромные каменные орхидеи, майолика  великого Врубеля, с его сказочными Жар птицами. Снизу мы не видим,   не можем рассмотреть в деталях и малой толики всего этого. Ну, скажем,  высота башенок почти пять метров, также, соответственно  масштабно и остальное.  Впервые я поднялся сюда еще в середине 1970-х, потом был еще и еще – многие снимки  отсюда публиковались в разных изданиях.    На этот раз цель фотосессии заключалась в том, чтобы зафиксировать  как все выглядело на начало реставрации.  Конечно, многое было в ужасном состоянии. На снимках это видно. Утрачены многие детали, целые фрагменты лепнины  разбросаны по кровле, во многих местах была обнажена арматура…          И еще, мне хотелось запомнить как можно крепче ,  много раз виденный в разные годы, этот   шедевр Клепинина,  зная , что новое будет другим . Красивым, но другим…          И  вот появились зеленые реставрационные сетки, строительные леса, здание было огорожено  стилизованным, отпечатанным на полотне принтом в сотню метров длиной,  наглядно показывающим каким фасад предстанет после  окончания работ. Сквозь сетку была видна работа реставраторов .  Проходили месяц за месяцем , одни группы  реставраторов сменяли других, на бульваре  высаживали цветочную рассаду,  становились пышнее клумбы , курортники, постоянно снимающие сам процесс, переходили на летнюю одежду…  В городе происходили тем временем знаковые события: – напротив  реставрируемого здания торжественно открывается скульптурный  Образ  Святителя Николая Чудотворца, убираются с Курортного бульвара ограждения и леса и  площадь с цветомузыкальным фонтаном,  наконец становится явью…                       Тем временем на нашем Объекте идет уже более тонкая  сложная и высокохудожественная работа, требующая высокого профессионализма, работа над мелкими деталями лепнины, восстановлением утраченных фрагментов росписи, когда художник – реставратор, как альпинист на  вертикальной стене, тонкой кисточкой, буквально точечными прикосновениями продвигается сантиметр за сантиметром по оперению Жар птицы., возвращает утраченное.  В такие минуты  проникаешься  искренним восхищением этим впечатляющим  действом. Фотосъемка, начавшаяся как техническая, документальная  постепенно захватывает уже с художественной точки зрения.  Начинаешь ждать, искать новых проявлений творчества мастеров. Очень обрадовало, когда в самом конце лета началась реставрация изюминки Главных Нарзанных Ванн – красивой  ажурной лестницы  с северной стороны здания, которую, как  мне объяснили, должны были просто снести  как не подлежащую восстановлению.  Оказалось, это возможно. Реставратор, постоянно над ней работающий, доходчиво пояснил как это будет выглядеть,  сейчас это видно и на деле.

Фасадные работы  по восстановлению одного из красивейших зданий Кавказских Минеральных Вод подходят к завершению. Сделаны многие сотни фотографий.  Здесь показана небольшая их часть. Есть идея довести эту работу до логического конца,   под условным названием «Поэтика Реставрации» (как это было) .

Юрий ЖВАНКО,  член союза журналистов России.

Юрий Жванко
Юрий Жванко
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.