12 июля в зале им. Шаляпина прошла блистательная премьера оперы «Дама с собачкой». В рамках Всероссийского фестиваля Академической музыки имени В. И. Сафонова «Манифест любви» поклонникам оперы было предложено это произведение.
Опера «Дама с собачкой» была написана по специальному заказу Государственной Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова современными авторами: либреттистом Евгением Муравьёвым и композитором Екатериной Ивановой-Блиновой. Замысел одноимённого рассказа родился у Антона Павловича Чехова в 1896 году в Кисловодске, это было отражено в его дневнике, как запись: «Дама с мопсом».
Знаменитый писатель очень любил бывать в Кисловодске. Чехов как врач всегда положительно относился к лечению нарзаном и неизменно это рекомендовал своим пациентам, и придерживался этого курса сам. Во время своего путешествия по «Большому Кавказу» он всегда пил минеральную воду и принимал нарзанные ванны. Но самое главное, ему здесь легко думалось и творилось. Этому благоприятствовали его длительные прогулки по аллеям парка и созерцание красот местного ландшафта. Здесь сам воздух был пропитан парами любви и счастья. Поэтому неудивительно, что классик со стороны часто наблюдал зарождение курортных романов. А об одном из них он поведал миру через своё бессмертное произведение «Дама с собачкой».
К приезду Антона Павловича Чехова в Кисловодск уже был построен знаменитый курзал филармонии, его ввели в эксплуатацию в 1895 году. Буржуазно-аристократическое «водяное» общество того периода с удовольствием посещало новую театральную площадку Кисловодска. Зал к приезду писателя уже как год блистал своей изумительной красотой и изяществом, привлекая всё больше курортников на симфонические концерты. Русский классик был очень дружен с Василием Ильичём Сафоновым, создателем и первым директором государственной филармонии. Их дружба была скреплена общей любовью к театральному искусству и самому городу – курорту Кисловодску.
История написания рассказа А.П. Чехова возвращает нас в 1896 год, встретились два друга: гениальный музыкант – дирижёр с мировым именем В.И.Сафонов и такой же гениальный писатель А.П. Чехов. Они, общаясь друг с другом, обогащали свои души бесценным подарком судьбы – творчеством друг друга. Такова фортуна их судеб! Курзал и литературный шедевр «Дама с собачкой» почти ровесники. Антон Чехов описывает сцену тайного свидания героев в театре и в этом чувствуется его приятные воспоминания по Курзалу удивительного города на земле Кисловодска. Символично, что накануне 130 годовщины исторического Курзала «Дама» с морского побережья Крыма возвращается вновь в лоно тенистого курортного парка Кисловодска. Известна причина, почему друзья посоветовали Антону Чехову заменить место действия рассказа. Так как писатель хорошо описал свою героиню, что она стала очень узнаваема в своих кругах, и чтобы не компрометировать даму и сохранить её тайну, была сделана писателем замена места знакомства героев Кисловодск на Ялту. Единственно, и это правда, что свой рассказ «Дама с собачкой» автор написал в Ялте.
А теперь, мой дорогой читатель, принимайте мировую премьеру оперы «Дама с собачкой» как волшебное ожившее чудо от всего огромного коллектива Государственной Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова во главе с её Генеральным директором Светланы Бережной. Это её идея: сделать историческую поправку в произведение «Дама с собачкой» через симфонический оперный образ «Дамы».
Так пишется «Манифест любви», и его законы справедливы!
Мысль А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и одежда, и мысли!», проходит золотой канвой через всё симфоническое полотно. Здесь на сцене как наяву было создана курортная обстановка аристократического Кисловодска конца 19 столетия. Зрители за два часа увидели целую жизнь главных героев вместе с его обществом, которое их окружало (сам А.П. Чехов, прохожие, курортники, горожане, грузчики, артисты, городовые).
Режиссёрская работа Аллы Чепиноги вне всяких похвал, этот спектакль хочется анализировать и вновь смотреть многократно! Здесь каждый жест героев несёт информацию о чём — то большем, так как своё состояние он не может описать словами и только оперное исполнение раскрывает душу так глубоко, что становится на душе у зрителя хорошо и спокойно. Так великолепно в этой опере переплетались слова и музыка воедино, оставляя только трепет и гармонию в душах почитателей высокого искусства! Оперный спектакль настолько глубокий по смыслу и содержанию, что поклонники в зале, наверняка, вернувшись домой, обязательно бросятся перечитывать рассказы Антона Павловича Чехова. В этом спектакле были объединены сразу три рассказа А.П. Чехова в единое произведение: «Дама с собачкой», «Хамелеон», «Размазня».
Режиссёр-постановщик Алла Чепинога, автор либретто Евгений Муравьёв и композитор Екатерина Иванова-Блинова, а также все главные и неглавные герои оперы раскрыли своим творчеством ещё больше широчайший спектр таланта русского писателя. Интересные находки были найдены художниками всех разрядов: в постановке, по свету, по звуку, по костюмам, бутафории и монтировки. Их усилия, объединенные общим участием всех музыкантов Академического симфонического оркестра им. В.И. Сафонова под руководством дирижёра Александра Жиленкова, а также солистов филармонического хора им. В.И. Сафонова под руководством Елизаветы Письменной достигли больших высот в подготовке и постановке этой уникальной оперы.
Величественный дирижёр, маэстро — Александр Жиленков стал настоящим героем оперы, его партия главная! Особое нежное отношение поклонники оказывали солистам оперного состава филармонии. Вот сам А.П. Чехов – Алексей Ерёмин. Чеховские герои: Гуров – Виталий Фомин, Анна Сергеевна – Ксения Трофимова, жена Гурова – Ольга Захарьева, Очумелов — Михаил Ходжигиров, городовой – Илья Точилкин, Хрюкин — Виктор Журавлёв, гувернантка в доме Гуровых – Наталья Говорская.
«Дама с собачкой», Анна Сергеевна, её образ, чувственный и нежный был прекрасно отражён Ксенией Трофимовой. Симпатии зрителей были на стороне главной героине, когда состоялось знакомство с противной и нудной до ужаса женой Гурова, её талантливо сыграла Ольга Захарьева. Но самая лучшая роль была у собачки «Дамы» по кличке Бантик. Она играла безукоризненно, не проронив ни одного слова на собачьем языке: «Гав!». Браво, Бантик!
Спектакль завершился бурным раскатом грома аплодисментов! Все зрители в зале встали в едином порыве приветствовать и поздравлять всех участников мировой премьеры оперы «Дама с собачкой» в новой редакции, приближенной к исторической правде. БРАВО! БРАВО! БРАВО!
❤❤❤
Доброе утро, Наталья ! Благодаря Вам утро стало для меня познавательным и приятным ! Никогда бы не подумал, что замысел произведения зародился у А. П. в Кисловодске ! Действительно, творче7ский потенциал Кисловодска неисчерпаем ! Наверное, поэтому Вы так чудесно всё пишите ! Умеете создать такое настроение, что после прочтения Вашего повествования хочется всё бросить и лететь в Кисловодск, чтобы окунуться в атмосферу » МАНИФЕСТА. ЛЮБВИ «. Громадное Вам СПАСИБО !