Программа, созвучная моменту… Впечатление о концерте в Северо-Кавказской государственной филармонии

Программа, созвучная моменту… Впечатление о концерте в Северо-Кавказской государственной филармонии НОВОСТИ

Мир в пандемию разделился на тех, кто, вакцинировался или уже переболел ковидом и живет прежней активной жизнью, и тех, кто ещё не понял, что в любой момент может заболеть или уже болен, и не носит маски, и бравирует этим.
А жизнь продолжается и в пандемию.


Программа, созвучная моменту… Впечатление о концерте в Северо-Кавказской государственной филармонииАфиша Северо-Кавказской государственной филармонии имени В.И. Сафонова привлекает:

«АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ИМ. В.И. САФОНОВА.
В программе: Г. Канчели Симфония №5 (1977)
А.Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром
А.Шор «Фантазмы», концерт для скрипки с оркестром
Солист – Заслуженный артист России Никита Борисоглебский (скрипка) 
Дирижёр – Анатолий Рыбалко (Санкт-Петербург)».

Знаю, что послушать произведения Гия Канчели всегда радость: сразу напеваешь мелодии из кинофильмов «Мимино» ( «Чито-грито»), «Не горюй» («Тая-Тая»)…. А семь его симфоний подарили новое для нашего поколения музыкальное пространство с новыми формами. Не зря его часто называли «Маэстром тишины». Симфония номер 5 — первое трагическое произведение Канчели. Очень печальная симфония, да и у меня созвучное настроение.

Интересно, кто этот молодой дирижер? Первый раз в Кисловодске? Смотрю в интернете…
” Дирижёр – как хороший коньяк. Он долго созревает. Если назвать вещи своими именами, то молодой дирижер — это недоразумение…. “. Это — мнение дирижера Анатолия Рыбалко. Я сразу вспомнила Василия Петренко, обаятельного Густаво Дудамеля, превосходного Максима Емельянычева, неистового Теодора Курентзиса.. Что-то здесь… я с ним не совпадаю. “Стропы шествия-оратория”- читаю дальше, слушаю его интервью… Главный дирижер Симфонического оркестра Карельской филармонии… Дирижер Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга….
А дальше в программе — любимая вещь Чарли Чаплина (кстати, музыку к его фильмам, написанную самим Чарли Чаплином, очень любил Гия Канчели). В 1965 году Арам Хачатурян, будучи членом жюри музыкального конкурса в Женеве, посетил виллу Чарли Чаплина в Веве, в пригороде Монтрё, в Швейцарии. Чарли сделал исключение и сломал свой затворнический образ жизни, чтобы выразить признательность автору “Концерта для скрипки с оркестром”. Эта вещь считается одной из труднейших для исполнителей.
И наконец, Алексей Шор — самая загадочная фигура в мире музыки, ворвавшаяся столь стремительно, что все удивились неординарности математика с докторской степенью, никогда не заканчивавшего музыкальных школ и курсов. После сорока лет… Читаю его интервью: “Написать хорошую мелодию — это не результат образования… Кто знает, откуда это берётся?”
Послушать произведения этого композитора случалось, и осталось чувство удивления от его личности. А наша землячка, одна из лучших певиц мира, солистка Большого театра Анна Аглатова (та самая, которую называют в Европе “младшей сестрой Чечилии Барртоли”), уверена, что петь произведения Шора очень комфортно. Это мелодии типа Моцарта. Ясные и простые, трогающие за живое”. А Гия Канчели заявил: “Для меня музыка Алексея Шора — это чувство подавляющего мира и гармонии, она очень приятно звучит”. Ожидала, что исполнительское мастерство скрипача Борисоглебского преподнесёт что-то фантастическое в прочтении этих двух произведений.
И вот…
Зал был полон на треть. Все в масках. Концерт начался с «Фантазмов»- это такой отсыл к веку 18, хотя американо-мальтийский композитор — наш современник Алексей Шор. Очень незамысловатая, приглашающая прогуляться в райских садах мелодия, напоминающая произведения совсем юного Моцарта (напомним, что первое произведение Вольфган написал в 5 лет).
А вот Концерт для скрипки с оркестром Хачатуряна просто взорвал своими замысловатыми виртуозными пассажами и, казалось, невозможными для исполнения каденциями. Наигрыш-импровизация многократно варьируется, привнося знакомые мелодии армянских песен, где солирующий фагот, а затем кларнет подражают звучанию зурны. Снова звучит скрипка, рождая нежную и мечтательную мелодию. Это было иное понимание природы данного инструмента. Это была высшая математика для меня как для слушателя, и совершенно легкое виртуозное исполнение Никитой Борисоглебским, смычок которого парил и с такой скоростью двигался, что я закрыла глаза. Так происходит у меня тогда, когда бывает страшно от высоты. Так и сейчас. Темп и виртуозность исполнителя просто вызывали чувство тревоги за… «канатоходца», работающего на головокружительной высоте. Пережить такие эмоции просто нереально для концертного зала. Всё время хочется поднять голову под купол цирка и ахнуть от безудержной храбрости исполнителя головокружительных па.
Но как понять суматошное наше время? Вероятно, через такого провидца, каким был композитор Арам Хачатурян. Да и тогда было непростое время. «Времена не выбирают. В них живут и умирают».
Никиту долго не отпускали, он исполнил на бис сарабанду из второй партиты для скрипки соло Баха, задумчиво-тоскливо, с небесной глубиной и прозрачностью. Да. Мастер просто покорил всех своим прочтением, а для нас открыл непостижимо трудный в исполнении концерт Арама Хачатуряна. И стало понятно, почему столь яркая и сильная личность, как Чарли Чаплин, любил этот концерт: это такой Эверест для творческого человека, это те минуты жизни, которые возвращают эмоции победы над жизненными трудностями, дают небывалый прилив сил, что так важно.
Второе отделение — это путешествие в потусторонний мир, в мир переживаний по потере близких людей. Для композитора — уход родителей, для меня — потеря всего. Необычность самого явления для живущего — смерть. Евгений Рейн в одном из стихотворений сказал: «Смерть — это тоже жизнь…» Знать, читать о ней — это одно, а записать волны ужаса, полного отчаяния, непонимания, как это всё быстро закончилось, и как с этой вселенской пустотой можно дальше жить оставшимся. Как жить? Как жить, когда ты услышал стоны всего человечества, каждой клеточкой твоего тела почувствовал разрывающую душу боль… В тишине пауз явно узрел ту иную глубину потери близких, которую ты прятал от других, но теперь стало понятно, что это вселенская боль-тишина, когда слез нет, глаза высохли… Звучит вальс-оплакивание… И только звенящая пустота того места, которое в этом мире занимал умерший человек. Такого гимна человеческим страданиям с потерей близких было совершенно невозможно себе представить, сколь бы много об этом произведении ни читал. Только в огромном концертном зале, с прекрасной акустикой, что называется вживую, можно было услышать «мелодию» ужаса от потерь, от неопределенности сегодняшнего дня. Всхлипывающие звуки клавесина успокаивали и возвращали к семейному очагу, к человеческому теплу, к человеческим традициям…
» Публика должна воспринимать музыку как бы спускающейся с небес», — говорил Гия Канчели в одном из своих интервью.
Маэстро! Мы замерли… Наступила тишина… Потом аплодисменты взорвались в концертном зале. Нас было мало, но аплодисменты не смолкали долго, отдавая дань уважения мастерству Маэстро, дирижеру Анатолию Рыбалко и профессиональной работе оркестра. Дирижер выполнил наказ Гия Канчели и был подобен скульптору!
Нам всем нужно поблагодарить коллектив Кисловодской государственной филармонии им. В.И.Сафонова за насыщенную программу, подготовленную к 170-летию В.И.Сафонова, пригласив лучших исполнителей в этом сезоне.
Коллектив, вместе со всеми переживающий трудности, когда пандемия уносит миллионы людей на планете, смог создать программу, созвучную данному моменту. Спасибо.

Те, кто не смог прийти на концерт, могут услышать его здесь 
Член клуба друзей филармонии
Т.Д. БУЛГАКОВА

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Ирина

    Автор виртуозно провела музыкальную экскурсию. БРАВО!

    Ответить
  2. Нина Валяева

    Прочла с большим интересом. Спасибо, очень интересно и глубоко .

    Ответить