«Римские каникулы» Петра Ильича Чайковского

«Римские каникулы» Петра Ильича Чайковского Культура

10 февраля в Государственной Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова в Кисловодске состоялся большой симфонический концерт.  Его провели Академический симфонический оркестр им. В.И. Сафонова  под управлением  Заслуженного артиста республики Карелии — дирижёра Анатолия Рыбалко и Лауреат всероссийских конкурсов – солист Михаил Лидский (фортепиано).

Первое отделение концерта было отдано всецело музыке Петра Ильича Чайковского. Звучали его искрометные произведения: «Итальянское каприччио» и Концертная фантазия для фортепиано с оркестром. Примечательно, что первый шедевр родился у маэстро в Риме, куда он попал впервые, благодаря своему ангелу-хранителю баронессе Надежде фон Мекк. Его творческое воображение дало блестящее воплощение в музыкальной фантазии для оркестра, отражающего кипучее веселье на улицах  вечного города во время красочного карнавала. Даже пушечные выстрелы, оттеняющие танцевальные мелодии, нашли своё отражение в произведении. Длится этот шедевр всего 15 минут, но какой он яркий!  Эта настоящая вспышка молнии в памяти великого русского композитора о проведённых  им «каникулах» в Риме.

       Концертная фантазия для фортепиано с оркестром родилась у Чайковского тоже под впечатлением  увиденного. Его поразило, как виртуозно играет на инструменте ученик великого пианиста Листа – Эжен де Альбер, гастролирующий  тогда в Санкт-Петербурге.  12 апреля 1884 года Маэстро приступил к работе над произведением. А уже 25 февраля 1885 года в Москве прошла его премьера.  Первым исполнителем соло на фортепиано был его ученик Сергей Танеев. Его непревзойденную игру отмечали все современники.  В зале им. Скрябина такую же виртуозную игру продемонстрировал доцент Московской консерватории  — Михаил Викторович Лидский, выдающийся российский музыкант  современности.  Его вызывали на бис 5 раз, так проникновенно  и незаметно он подкрался к сердцу каждого зрителя в зале. Настоящий фурор произвёл  Академический симфонический оркестр им. В.И. Сафонова  под руководством дирижёра Анатолия Ивановича Рыбалко! Народ неистовствовал… Объявили антракт.

        Второе отделение концерта было тоже прекрасным, оно было  посвящено музыке русского композитора Сергея Ивановича Танеева. Прозвучала его Симфония №4. Это музыкальное полотно поразило слушателей симфоническим размахом и совершенством. Это лучшее произведение Танеева!

            Всё когда-то начиналось с азов. Его педагогом по классу фортепиано был сам Артур Рубинштейн. А композицию студент изучал под руководством Петра Чайковского. Сергей Танеев был первым студентом Московской консерватории, окончившим её с золотой медалью.  С 1878 года он сам стал преподавать в Московской консерватории: вел классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции. В 1881 году получил звание профессора. А с 1885 по 1889 годы был директором консерватории. Великие  учителя по мастерству помогли  Сергею полностью раскрыть  его таланты как композитора и пианиста. В первом все зрители убедились сами, прослушав симфонию №4. Это — верх совершенства! Танеев — достойный продолжатель  дела своего учителя Петра Ильича Чайковского. Симфония завершилась, тишина, потом гром аплодисментов. Благодарные поклонники долго не отпускали любимый оркестр и дирижёра Анатолия Рыбалко.

     Концерт, я  уверена, оказал неизгладимое впечатление бессмертной музыкой Петра Чайковского и Сергея Танеева, подарив зрителям яркие мысли, тёплые чувства и оптимизм. И это — спустя 150 лет после написания этих удивительных произведений!

И очень кстати в фойе театра были представлены работы из экспозиции испанского художника Карлоса Пардо Гомеса «Русская душа».  Мастер привёз впервые её в Россию, а, именно, в Кисловодск в июне 2023 года в канун юбилея Сергея Рахманинова.   Здесь представлены портреты великих русских соотечественников из среды музыкального окружения Рахманинова, которые воссозданы художником по историческим фотографиям.

Среди них есть и портреты Петра Чайковского и Сергея Танеева. Зрители смогли увидеть их до и после концерта.

       И поверьте, дорогой читатель, беседа  на высоком Божественном уровне со зрителями у них состоялась!  Недаром, когда Карлос создавал  образы своих героев, он слушал музыку каждого из них. Посмотрите и вы в глаза любимых композиторов после прослушивания их музыки в зале филармонии, и  увидите, что в них отражается что-то большее, чем человеческое…

Наталья Рожнова
Фото: Наталья Рожнова
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. ТАТЬЯНА

    Спасибо! Я с удовольствием просмотрела и прослушала .Благодаря вам Наталья,вашим комментариям и освещении культурной жизни Кисловодска я прикасаюсь к прекрасному наследию нашей великой страны.

    Ответить
  2. Сергей

    Люблю музыку П. И. Чайковского, особенно его Времена года, Иоланту. Щелкунчика в общем все что он создал. Завидую , что Вы смогли прикоснуться к его творчеству тем более в исполнении вашего мощного симфонического оркестра. Имел счастье слушать его кажется в 19 или 20 году

    Ответить