Сюрреализм в фотографии — это снимок с длительной экспозицией. В начале этого октября, снимая соревнования Чемпионата России по скейтбордингу, я решил отснять и опубликовать, поближе к зиме, еще один альбом, с сюрреалистическими фотографиями, которые я снимал с длительной выдержкой в паузах соревнований. Их я и предлагаю вашему вниманию сейчас.
Репортаж из первых двух альбомов был опубликован в НК еще в октябре.
В рубрике «Творчество» в НК, можно посмотреть несколько альбомов в этом жанре (по 50-60 фото в каждом альбоме), сделанных в разные годы. Встречаются они и россыпью в других альбомах, когда вписываются туда по смыслу.
Вначале я всегда я объясняю, что эти снимки не фотошоп, не монтаж. Они готовы сразу же по нажатию затвора фотоаппарата. Нужны лишь длительная экспозиция, навыки и творческий замысел…
Впервые эту технику съемки я стал использовать еще в 80-е годы прошлого века. Очень был удивлен и польщен, когда увидел в книге по фототворчеству «Поэтика фотографии», изданной в московском издательстве «Искусство» в 1989 году, свой снимок «Вечерняя скачка». Тогда, читая, как маститые искусствоведы разбирали по крупинкам каждый фрагмент моей фотографии, я не совсем понимал их разъяснение: «фотоаппарат схватывает момент превращения материи в энергию», как и многих других премудростей… Я даю в этом альбоме фрагменты из этой книги.
Проходило время и приходило понимание и уважение к этому виду искусства фотографии.
Посещая выставки и в России и в других странах, просматривал книги по искусству, особенно внимательно те, которые были неординарными и по-своему уникальными. Работы в жанре сюрреализма стали появляться в разных изданиях, альбомах, на выставках…
Кстати, я прекрасно знаю, что многим такие фотографии не нравятся, другие — их просто не воспринимают. В моей семье такое восприятие тоже есть. Это абсолютно нормально и понятно. Пять-десять процентов понимающих, уже -перебор. Сюрреализм — течение в искусстве, возникло после первой Мировой войны и живет уже второй век, среди многих других течений (…измов). Это высшая реальность, «сюр» — значит «над», от французского «sur». Здесь многое подсказывает подсознание… Чтобы не копать глубоко, приведу один пример из середины ХХ века: работу Фриды Кало, сюрреалистической художницы, жены известного латиноамериканского художника-монументалиста Диего Риверо, купил Лувр. Как вам, художник — монументалист и его жена — сюрреалист?
И, потом, я уже «заболел» этим жанром, поэтому буду обязательно продолжать.