Служение стихиям не терпит суеты. Авиационный спасатель Иса Караченцев

Служение стихиям не терпит суеты. Авиационный спасатель Иса Караченцев ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 Иса Караченцев – авиационный спасатель, инструктор-парашютист в ессентукском аэроклубе, участник сборной ДОСААФ РФ по парашютному спорту. Крылья ему подарил ессентукский авиа-спорт-клуб ДОСААФ.

К своей мечте о небе Иса поднимался по ступеням обучения и подготовки, профессионального спорта и кропотливого труда. Сегодня на его счету более двух тысяч прыжков с парашютом и множество призов и кубков на различных всероссийских и международных соревнованиях по парашютному спорту. А еще спасение людей. Потому, что делом своей жизни он выбрал работу авиационного спасателя. Как мастерское владение прыжками с парашютом  на точность приземления и купольной акробатикой помогает спасать жизни?

Путь в небо

За окном летают самолеты. Мимо проносится настоящая жизнь – полная полетов и свободы. Так казалось 12-летнему Исе Караченцеву, когда он смотрел из окна своего дома на соседний аэродром. Ему было видно в небе самолеты, которые исполняли фигуры высшего пилотажа и распускающиеся купола парашютов.

Так зародилась мечта. И на вопрос родителей – что подарить на день рождения, Иса, не задумываясь, ответил – деньги. Родные решили, что он копит на компьютер или айфон — как тысячи других подростков в его возрасте. Но Иса потратил подарок, полученный на 13-летие, на свой первый полет на самолете.

2006 год. 13 летний Иса пришел на летное поле ессентукского аэроклуба ДОСАФ. Летный сезон открыт, здесь активно идут полеты на самолетах Як-52, в парашютном городке тренируются спортсмены-парашютисты.

Здесь надо отметить, что ессентукский аэроклуб – явление уникальное, почти мистическое. Каждый метр этой земли хранит историю. А специалисты – или рекордсмены книги рекордов Гинесса или легендарные летчики.  Аэроклуб —  один из старейших в России. Был создан в 1933 году. Здесь воспитали десятки мировых чемпионов и рекордсменов.  На этом аэродроме   проходили предполетную подготовку космонавты Светлана Савицкая и Сергей Крикалев. Здесь постоянно тренируются тренировались сборные страны по высшему пилотажу и парашютному спорту. Десятки тысяч молодых людей сумели приобщиться к авиации.

Первый раз Иса поднялся в небо на пилотажном самолете Як-52, под руководством мастера спорта СССР по высшему пилотажу Игоря Жарикова. Летчиков такого уровня мастерства, как Жариков, уже на тот момент в России оставались единицы. В тот незабываемый полет Жариков выполнил весь комплекс фигур высшего пилотажа. Как только самолет совершил первый вираж, облака и земля поменялись местами, горы промелькнули над головой, а сердце сдавило перегрузками, стало понятно – жизнь изменилась навсегда.

— Что такое полет на высший пилотаж, рассказать невозможно, это надо пережить, — говорит Иса. –  Вы видите в небе самолет, который исполняет петли Нестерова, бочки, горки, фигуры в трех плоскостях. А что испытывает человек, находясь внутри самолета? Это непередаваемо. Такие впечатления невозможно пережить на земле.

Подарок, который сделал себе Иса на 13-летие, стал подарком на всю жизнь. Потому что именно тогда он узнал, что такое настоящая свобода, любовь к небу, перегрузки и бесконечное счастье полета. Он навсегда связал себя с авиацией.

 Затяжной прыжок

Но дорога в облака бесконечно многообразна. Романтика прыжков с парашютом оказалась не менее притягательной, чем полет на самолете. Поэтому на следующий день рождения он снова сделал себе самый лучший подарок – первый в жизни прыжок с парашютом. Прошел всю теоретическую, наземную и воздушную подготовку.

— Впечатления от своего первого прыжка я помню до сих пор. Лечу, а вокруг абсолютная тишина, город внизу живет, движется. А ты – паришь в небесах. Это перевернуло всю жизнь. Надо только понять, ощутить…

Парашютный спорт оказался более доступным по цене, чем самолетный. Так Иса стал спортсменом парашютистом. Через некоторое время обучения «окрылился»  — перешел с на скоростной спортивный парашют.

— Став спортсменом-парашютистом, вы научитесь чувствовать собственное тело в воздухе, управлять его полетом так, словно у вас появились крылья. Поверьте, после этого мир станет для вас намного прекраснее, чем сейчас,  — говорит Иса, на счету которого сегодня уже 2070 прыжков.

Сегодня парашютистов в аэроклубе готовят по двум направлениям. По программе прогрессивного обучения — три часа теоретической наземной подготовки. Эту программу может пройти любой человек. Трехчасовой курс — и можно прыгать с парашютом в тот же день.

Второе направление – подготовка спортсменов-парашютистов. Это — 40 часов теории, углубленное знание материальной части, укладка парашюта, история развития этого вида спорта и наземная подготовка. Потом необходимо сделать от одного до десяти прыжков.

— По завершению обучения парашютному спорту вы становитесь начинающим парашютистом, имея статус любителя,  — говорит Иса. —  Пришло время прыгать, набираясь опыта. Можно просто совершать прыжки, наслаждаясь самим процессом, или постепенно учиться более сложным фигурам, совершенствовать имеющиеся навыки, приобретать новые. Если второй вариант вам нравится больше, выберите оптимальное для себя направление парашютного спорта и развивайтесь. Обмундирование покупается в соответствии со сделанным вами выбором.

Как человеку, серьезно связавшему свою жизнь с небом, ему было несложно определиться с профессией. Иса Караченцев окончил Егорьевский авиационно-технический колледж по специальности: «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».  После учебы работал в авиакомпании «Трансаэро» на самолете «Боинг 737». Там же увидел работу авиационного спасательного отряда. И понял, что есть на свете дело, которое позволяет помогать людям, заниматься настоящей мужской профессией и совмещать это со своим самым большим увлечением в жизни – парашютным спортом. Иса принял решение оставить работу авиационным техником, поступил в Ульяновское авиационное училище, где получил профессию авиационного спасателя.

Спасение с неба

Став спасателем Став спасателем Минераловодской региональной поисково-спасательной базы Южного Авиационного Поисково-Спасательного Центра, Иса начал оказывать помощь пострадавшим в авиационных происшествиях, с использованием для прибытия к месту бедствия парашюта или других средств десантирования. Здесь  его профессионализм в парашютном спорте пригодился, как никогда. Ведь парашютно-десантная подготовка является одним из видов специальной подготовки спасателей. Это прыжки с парашютом  и спуски из воздушных судов с полной выкладкой днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, в любое время года и в различной местности, а также быстрая подготовка техники и грузов для десантирования парашютным, посадочным способами и из режима висения.

За время существования учреждения проведено около сотни поисково-спасательных работ, спасено около двухсот пострадавших. В региональной поисково-спасательной базе ежедневно, для  обеспечения полетов, на круглосуточное дежурство заступает экипаж поисково-спасательных воздушных судов и  спасательные парашютно-десантные  группы.

— Доставка спасателей к месту бедствия может осуществляться тремя способами: парашютным, спуском из вертолета в режиме висения с помощью спусковых устройств и посадочным способом, — рассказывает Иса. — В случае бедствия в воздухе, на суше и на море, на поиск и спасание пассажиров и экипажей поднимаются дежурные поисково-спасательные силы, находящиеся в постоянной готовности к вылету.

-Это уникальная возможность посвятить свою жизнь любимому делу, — говорит Иса. – Работа тяжелая и ответственная, часто сопряжена с риском, но она дает возможность помогать людям, используя навыки, полученные в течение всей жизни.

Как непосредственно осуществляется эта работа? Производится десантирование к месту бедствия парашютистов спасателей и грузового контейнера. Внутри контейнера находится тёплая одежда, медикаменты, инструмент, палатки, средства связи, имущество, вода и продукты питания — то есть всё необходимое для спасения и обеспечения жизнедеятельности пострадавших.

— При проведении поисково-спасательных работ над водной поверхностью, таким же способом могут быть десантированы многоместные плоты и лодки спасательные авиационные, которые вводятся в действие в воздухе автоматически, сразу после выброски, и приводняются уже наполненные газом и готовые принять на борт и спасти пострадавших, — рассказывает Иса. – Так же может выполняться десантирование спасателей к месту бедствия из вертолёта в режиме висения с помощью спусковых устройств. Этот способ применяется при невозможности выполнить посадку вертолёта на площадку вблизи пострадавших.

В случае работы на водной поверхности спасатели десантируются в водолазных костюмах с ластами и масками. А это значит, что покорять им приходится не только небесные просторы, но и водную гладь.

На месте бедствия спасатели оказывают первую помощь пострадавшему, закрепляют его в специальных носилках и организуют эвакуацию на борт вертолета с помощью лебедки для доставки в лечебное учреждение.

При наличии условий для посадки вертолета, десантирование спасателей и эвакуация пострадавшего выполняется посадочным способом.

Выполнив поставленные задачи, экипаж и спасательная парашютно-десантная группа уходят на аэродром постоянного базирования Минводы.

-Я благодарен ессентукскому аэроклубу и его специалистам за полученную подготовку, что дало мне  возможность работать в спасательной парашютно-десантной группе, — говорит Иса Караченцев.

Сборная ДОСААФ РФ по парашютному спорту

Параллельно он не переставал работать инструктором парашютистом в Ессентуках, обучая ребят «перворазников» парашютному спорту. На базе ессентукского аэроклуба регулярно проводит тренировки сборная ДОСААФ РФ по парашютному спорту. Тренер Александра Михайловна Швачка заметила талантливого спортсмена и пригласила в команду. Так Иса, совершенствуясь в прыжках, стал кандидатом в мастера парашютного спорта. И уже три года защищает честь страны на чемпионатах.

— Это дало мне возможность участвовать с самыми сильными парашютистами нашей страны, набираться опыта и повышать свой спортивный разряд, — говорит он, ежедневно пополняя багаж прыжков.

И самым любимым местом для этого, у него остается ессентуский аэроклуб, который дал ему путевку в небо и в жизнь, подарил любимую профессию и возможность исполнить мечту.

Фото из личного архива И. Караченцева

и Ессентукского авиаспортклуба.

 

Лидия Ткачева
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.