Большим праздником в Северо-Кавказской государственной филармонии имени В. И. Сафонова стала презентация нового большого концертного рояля американской фирмы Steinway & Sons — инструмента не только уникального по своей конструкции, но и поистине легендарного, получившего в музыкальных кругах название «рояля бессмертных». Эту славу ему принесли как его гениальный изобретатель, немецкий мастер Генрих Энгельгарт Штайнвег, почти 200 лет тому назад увековечивший в нем свое имя, так и знаменитые владельцы, композиторы, мировые звезды фортепьянной музыки: Франц Лист и Сергей Рахманинов, Игнаций Падеревский и Артур Рубинштейн, Элвис Пресли и Ван Клиберн, Дюк Эллингтон, Джон Леннон и многие другие…
Первый концерт в жизни молодого рояля, прибывшего в Кисловодск всего три месяца назад, прозвучал на сцене зала имени Сафонова в сопровождении Академического симфонического оркестра в рамках фестиваля «Благодатный огонь». Перед началом концерта журналисты получили редкую возможность побеседовать с теми, кто принимал непосредственное участие в его приобретении, кто за многие годы общения с этими инструментами приобрел дар не только слышать, но и чувствовать дыхание, душу, но даже настроение каждого из них — а у «Стейнвеев» все это, поверьте, есть. От генерального директора Северо-Кавказской госфилармонии Светланы Бережной мы узнали о том, что связь курзала с американской фортепьянной фирмой имеет более чем столетнюю историю. До сих пор звучит старенький рояль, приобретенный филармонией у нее в 1910 году, который планируется в ближайшее время реставрировать. В музее концертного комплекса имени Ф. Шаляпина в Ессентуках находится рояль, купленный 30 лет назад, и, возможно, в недалеком будущем там появится еще один «Стейнвей».
Руководитель филармонии представила почетных гостей презентации: профессора Дрезденской Высшей школы музыки имени К.-М. фон Вебера, декана фортепианного факультета,лауреата международных конкурсов Аркадия Ценципера и коммерческого директора российского представительства Steinway & Sons Ирину Баринову. Конечно, первое слово было предоставлено маэстро, которому оставалось совсем немного времени до встречи с роялем-дебютантом и публикой. Именно с профессором, по словам Светланы Бережной, они из восьми инструментов, предложенных фирмой, совместно выбирали тот единственный, которому предстоит многие десятилетия радовать любителей фортепьянного искусства на Кавминводах, обсуждали критерии, присматривались к особенностям каждого и — играли друг другу, прислушиваясь к оттенкам звучания…
— «Стейнвей» — это материя тонкая, у него есть особая, духовная сторона: благодаря материальному совершенству, этот инструмент дает нам, нашей фантазии, нашей душе возможность через звук общаться со Всевышним, — поделился своими ощущениями пианист. — Если этот звук есть, то все остальное отходит на второй план. Он завораживает, несет огромное количество информации о жизни и о Вселенной, проникает в сердца слушателей, влечет к очищению…
Свое первое фортепьяно Генрих Штайнвег создал в 1822 году в домашней мастерской в городе Зеен. Мастер ставил перед собой задачу создания фортепиано с совершенным звуком, для чего ему потребовалось бесконечное количество экспериментов и экспертные заключения лучших музыкантов. Он исследовал звуковые свойства различных пород деревьев, в чем очень помог физик Гельмгольц — лучший специалист по акустическим исследованиям. Спустя 14 лет Штайнвег основал собственную фирму, успевшую выпустить 482 рояля. Однако в 1850 году по политическим причинам он был вынужден эмигрировать в США, сменив свое имя на американский лад: Генри Стейнвей. А в 1853 году вместе с пятью сыновьями открыл на Манхэттене легендарную компанию, которая, сохраняя в течение 160 лет уникальные традиции производства, разработанные Мастером-патриархом, усовершенствовала их еще более, запатентовав 128 новаторских изобретений в фортепианных технологиях. Эти рояли остаются лучшими в мире и в корне отличаются от инструментов других производителей. Они стоят на сценах 97 процентов самых знаменитых концертных залов мира и являются их гордостью, на них играют ведущие пианисты, а по значимости этого инструмента для исполнителя их нередко приравнивают к скрипке Страдивари. Уникальный корпус этого рояля по своей конструкции аналогичен деке скрипки, поэтому он обладает непревзойденной мощностью и диапазоном звучания. Для его изготовления используется свыше 30 разных, лучших, прочных пород деревьев: горный клен, ель, несколько пород красного дерева, сахарная сосна, липа, береза и другие. На заготовку материалов уходит несколько лет, и 80 процентов работы выполняется вручную. И, как уже знают кисловодчане, инструмент этот удивительно долговечен, срок его службы может составлять более ста лет.
О священнодействии, в результате которого рождается это чудо — рояль «Стейнвей» с его неповторимым звучанием, рассказала Ирина Баринова. Гостья обратила внимание журналистов на то, что история появления этого рояля в России связана с Антоном Рубинштейном, учителем кисловодского маэстро Василия Сафонова, чье имя носит Северо-Кавказская госфилармония и ее коллективы.Представительфирмы в торжественной обстановке под аплодисменты вручила Светлане Бережной ключи от нового концертного рояля, а также сертификационные документы. Уникальный номер нового рояля, по которому всегда можно определить и дату его рождения, и владельца, то есть Северо-Кавказскую государственную филармонию имени В.И. Сафонова — 596012.
А вечером старинный курзал заполнили неповторимые, незабываемые звуки великолепного рояля. В исполнении Аркадия Ценципера и Академического оркестра под руководством Станислава Кочановского (Санкт-Петербург) прозвучали Увертюра к опере «Руслан и Людмила», а также «Блестящий дивертисмент» на темы оперы В. Беллини «Сомнамбула» для фортепиано и камерного оркестра Михаила Глинки и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Сергея Рахманинова. «Стейнвей» услышал первые овации, разделив с музыкантами триумфальный успех, который, можно не сомневаться, будет сопутствовать ему в течение всей его долгой жизни.