Фильм «Белек» Дальмиры Тилепбергеновой — яркая демонстрация положения женщины в традиционном кыргызском обществе, — был представлен на кинофестивале «Хрустальный ИсточникЪ», проходящем при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Тема места женщины в узких национальных рамках не становится менее актуальной даже по прошествии долгих лет. Об этом были прогремевшие киноленты «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Теснота» Кантемира Балагова.
Особенно радует то, что показ прошел в оригинале с субтитрами, с настоящей киргизской речью. С наличием полноценного дубляжа была бы потеряна значительная часть натуральности, а вместе с ней и убедительности.
На убедительность также работают яркие, богатые красками пейзажные кадры, меняющиеся на крупные, детальные кадры рук и лиц. Природа здесь становится соратником режиссера в повествовании — пик напряжения сопровождается темнеющим небом, надвигающейся бурей. Роль визуального ряда очень значительна: многие сцены разрешаются молчанием, а не трагичными криками и словами, из-за чего выглядят в разы глубже и интереснее. Наиболее же примечательной визуальной метафорой является колебание главной героини между женским и мужским началами, показанное через кадры, где она качается на качелях.
Сюжетное содержание «Белека» вызывает не меньший интерес. Фильм хоть и прямолинеен в большинстве высказываний, но смеси радикальности с тянущим психологизмом ему более чем хватает.
В этом обществе свою долю уважения можно получить лишь, пропитываясь токсичной маскулинностью, пытаясь сойти за парня из-за всех сил, как это делает главная героиня — Ууларно. Ее же старшая сестра, Сандажок — стереотипный образ мягкой, материнской фемининности, не пытается зайти на эту территорию, за что попадает под град насмешек и предрассудков. Окружение само вталкивает девушек в жёсткие рамки, а затем отвергает их за это. И это, несмотря на то, что женщины здесь в разы сильнее мужчин. Пока все вокруг решается насилием, девочки, даже пытающиеся отказаться от стереотипной женственности, — миротворцы. Арно, как ее называют близкие, пытается выбросить отцовское ружье в реку, боясь вспышек агрессии и ненужных жертв. Мать настаивает на решении проблем законным путем, а не угрозами. Именно за ними в итоге стоит правда. Но каждая из них все равно была бы для общества важнее, будь она мужчиной. На это запрещают обижаться, ведь это обычай, так было всегда. С обычаем нужно смиряться, даже если он заявляет, что ты — «никто».
Но несмотря на общий давящий настрой, перед кульминацией в «Белеке» есть целый ряд обнадеживающих событий. Женщины принимают решение. Женщины делают то, что хотят именно они. И на сооружении около дома остается только слово «мир»,хотя и читаемое наоборот. И имя Сандажок (Ноль) меняется на лучшее — Сандабар (Важная). Да, после этого трагичность происходящего только усиливается, но не отметить неожиданный просвет нельзя.
Концовка также радует отсутствием очевидного разрешения: будет ли продолжен род сыном или очередной дочерью не важно, ведь Ууларно уже осознала свою внутреннюю силу и готова стать опорой семьи, вне зависимости от того, как ее воспринимают окружающие. Жизнь продолжается.
В пресс-центре кинофестиваля по окончании просмотра прошло его обсуждение с продюсером фильма Алексеем Тельновым.
МАРИНА ШПИЛЬКОВА, ЮНКОР СТУДИИ «ПАРУС» ПЯТИГОРСКОГО ДВОРЦА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА