В Сафоновском зале Госфилармонии прошел спектакль-концерт, посвященный  Клавдии Шульженко

В Сафоновском зале Госфилармонии прошел спектакль-концерт, посвященный  Клавдии Шульженко Культура и искусство

В удивительно теплой атмосфере прошел в зале имени В.И. Сафонова Северо-Кавказской государственной филармонии биографический спектакль-концерт  “Клавдия”, который был поставлен актером театра и кино Анатолием Журавлевым и посвященный памяти Народной артистки СССР, участницы Великой Отечественной войны  Клавдии Шульженко (1906-1984) – одной из самых ярких, любимых и титулованных певиц советского времени. Главные роли блестяще исполнили сам постановщик с супругой Полиной Журавлевой.  Участие в представлении приняли артисты и солисты Северо-Кавказской государственной филармонии им. В.И. Сафонова.

В Сафоновском зале Госфилармонии прошел спектакль-концерт, посвященный  Клавдии ШульженкоСпектакль, сопровождаемый документальными видеороликами, слайдшоу и, конечно, песнями Шульженко, построен на тринадцати важных эпизодах ее биографии, которые оказались переломными или особо значимыми в жизни певицы.

Клавдия родилась в Харькове в семье бухгалтера Главного управления железной дороги –  человека очень музыкального, владевшего духовыми инструментами и отлично исполнявшего сольные партии. Семья часто выступала перед соседями в популярных в то время любительских постановках, так что Клава с детских лет заболела мечтой о театральной сцене. И – в 15 лет отправилась «поступать в актрисы» к режиссеру харьковского театра Народному артисту РСФСР Николаю Синельникову. С яркого, веселого эпизода прослушивания, сыгранного в забавной форме Анатолием Журавлевым, и начинается действие спектакля. Аккомпаниатором оказался еще неизвестный публике Исаак Дунаевский. Клавдия, исполнившая несколько номеров, в том числе «песню о кирпичном заводе» (которой Журавлев от души развеселил зал), очень понравилась Синельникову, и он взял ее в труппу театра на эпизодические роли.

А родители девушки настояли также на ее обучении музыке в Харьковской консерватории у известного профессора Чемизова, который высоко оценил ее талант и голос. Клава, не увлекавшаяся музыкой, не смогла противостоять родителям. И начались трудные дни, расписанные поминутно: утром репетиции в театре Синельникова, потом занятия в консерватории и в  хореографической студии, а по вечерам – постановки в театре.

С 1924 года по совету гастролировавшей в Харькове певицы Лидии Липковской Клавдия задумалась о включении в репертуар лирических композиций, а вскоре ее нашел молодой поэт-песенник Павел Герман, предложивший для этого его песни. И в репертуаре Шульженко появились его композиции «Шахта №3», «Записка», «Кирпичики», «Не жалею».

В 1928 году состоялся дебют Шульженко на сцене Мариинского театра, а через год – в Московском мюзик-холле. Певица сотрудничала с Ленинградским мюзик-холлом, с джаз-оркестром Скоморовского… Конечно, была у певицы и большая взаимная любовь – с одесским музыкантом и конферансье Владимиром Коралли (Кемпером), который в 1930 году стал ее первым и единственным мужем, а через два года родился сын Игорь.

Кисловодские зрители высоко оценили  эффектное исполнение Анатолием Журавлевым появившейся в то время песни «Руки», одновременно с песнямиВ Сафоновском зале Госфилармонии прошел спектакль-концерт, посвященный  Клавдии Шульженко «Андрюша», «Мама». Когда же некоторые лирические композиции начали «по политическим соображениям» запрещать сверху, Клавдия перешла на народные песни: русские и украинские, латиноамериканские и испанские – благо, они соответствовали развернувшейся пропаганде дружбы между народами. Первые граммофонные пластинки Шульженко имели огромный успех, а после ее победы на конкурсе артистов эстрады в 1939 году они стали выходить огромными тиражами. В Ленинграде для нее был организован джаз-оркестр. А вскоре, во время гастролей Шульженко в Ереване, началась Великая Отечественная война.  Клавдия и Владимир вступили в армию. Джазовый коллектив стал фронтовым: на счету супругов пятьсот концертов, данных на передовой, под обстрелами, в осажденном Ленинграде, на превратившейся в «дорогу жизни» Ладоге. В 1942 году колоссальную популярность на многие годы приобрела новая песня «Синий платочек», предложенная Клавдии Михаилом Максимовым. Как ни удивительно, но, как подчеркнул Журавлев, эта мужская песня никогда не исполнялась мужчинами. В течение всех военных лет и в победном мае 1945-го песни Клавдии Шульженко, которую сравнивали со знаменитой французской певицей Эдит Пиаф, звучали повсюду, их пели все. За творческую деятельность в годы ВОВ Шульженко была награждена медалями. Ее «Синий платочек», «Записка», «Давай закурим» и целый ряд других замечательных песен превратились, как сказали бы сегодня, в настоящие хиты.

А последовавшие 10 лет оказались самыми счастливыми в жизни семейной четы. Вплоть до 1956 года, когда Коралли увлекся молодой начинающей певицей… Развод оба переживали мучительно. Клавдия осталась одна, с любимой собакой. И последовавшая гибель собаки потрясла ее так сильно, что пропал голос и даже пришлось отменить концерт. После этих событий Шульженко заболела и год не выходила на сцену.

Из депрессии 50-летнюю певицу выдернула новая любовь – к 38-летнему фронтовому оператору Георгию Епифанову, который, как выяснилось, 16 лет посещал ее концерты и даже писал ей письма, но – вместо имени ставил инициалы. Их гражданский брак оборвался, по версии спектакля Анатолия Журавлева, из-за его измены. Клавдия Шульженко, в 1971 году получившая звание народной артистки СССР, осталась одна в своей 17-метровой комнате в коммунальной квартире и провела в ней долгие 20 лет – вплоть до прихода к власти Леонида Брежнева. Под конец жизни народной певице выделили отдельную квартиру в столице. Жила она в ней одна, на небольшую пенсию, не умея экономить, но это не мешало ей принимать у себя в гостях творческую молодежь. Но вот денежную помощь она не принимала ни от кого.

В 1981-м Шульженко издала мемуары под названием «Когда вы спросите меня…».

 

 

 

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Рожнова наталья

    Очень красивая статья о красивом событии в Филармонии. Всеми любимая Клавдия Шульженко всегда желанна, особенно в дни Великой Победы. Её образ навсегда останется в памяти народа. Спектакль прекрасно отражён в статье как будто присуствуешь наяву.

    Ответить