Дорогие друзья, сегодня гость НК – Дмитрий Еремин, артист Заслуженного коллектива России оркестра Санкт-Петербургской Филармонии, профессор Санкт-Петербургской консерватории, художественный руководитель Санкт-Петербургского Ансамбля виолончелистов, с 2020 года участник Квартета имени Танеева. Виолончелист поделился с читателями своими воспоминаниями о городе-курорте и размышлениями о концерте, который будет исполнен 27 ноября.
— С Кисловодском связаны самые лучшие эмоции моего детства. Моя мама родилась в Кисловодске. Горжусь памятью о своем дедушке — Геннадии Михайловиче Трахтенберге, Почетном гражданине города-курорта Кисловодска, директоре Кисловодского цирка. К нему я, малец, мог в любое время забежать в кабинет… Вся славная семейная цирковая династия — это чудесная атмосфера творчества и дружбы, в которой я чувствовал себя как рыба в воде. Обожал цирк, сбегая туда на каждое представление, а родители меня разыскивали по городу.
Вернувшись в 2017 году в любимый город после большого перерыва, увидев бурную концертную жизнь я, к тому времени уже артист филармонического оркестра Темирканова и профессор Консерватории, конечно, затаил мечту: мне очень захотелось выступить — больше, чем в любом другом месте. И вот мечта, наконец, осуществится, спустя несколько лет, благодаря поддержке моей инициативы руководителями Санкт-Петербургского Дома музыки и Северо-Кавказской государственной филармонии, которым я безмерно признателен! Пользуясь возможностью, я хотел бы пригласить кисловодчан и гостей города на наш концерт, за дирижерским пультом будет сам маэстро Димитрис Ботинис.
В концерте 27 ноября прозвучат Симфония № 41″Юпитер» — шедевр Моцарта — и Второй виолончельный концерт Д.Д.Шостаковича, в котором я выступаю как солист.
Это произведение, в отличие от легко узнаваемого Первого виолончельного концерта, исполняется реже. Надломленность языка, эволюция творчества позднего Шостаковича здесь предстаёт во всем своем тяжелом великолепии. Для меня особенность произведения в том, что оно как никакое другое требует от солиста погружения во всю партитуру сочинения, которую невозможно сыграть убедительно, не зная детально.
Это произведение гениальное и нелёгкое для первого прослушивания, всегда заново шокирующее даже подготовленного слушателя необычайной глубиной погружения в «шекспировские страсти» музыки.
При этом для меня просто удивительно звучит тональность в названии концерта-соль мажор — такая светлая, добрая, не вяжущаяся со страшным содержанием музыки концерта. Даже средняя часть, начинаясь шутливой песенкой «Купите бублики», напев которой в ее основе, в итоге накрывает слушателя страшной, гигантской по силе волной. Заканчивается концерт тоже необычно: интереснейшие ритмы ударных и длинная, тихая нота солиста, которая как будто в самом конце неожиданно обрывается, словно что-то лопается. Этот Финал нового типа для автора: не мажорный, не трагический, даже не гротескный, а как бы «открытый», не «делающий выводы», а будто приглашающий слушателя к размышлениям. И ещё хочу отметить, что в концерте используется материал, который автор первоначально хотел сделать началом одной из Симфоний.
Считается, что Второй виолончельный концерт написан Шостаковичем в память об А.А.Ахматовой, сразу после её кончины.
Ждём вас в субботу, 27 ноября, в 16 часов на нашем концерте с замечательным оркестром филармонии!
Дмитрий ЕРЕМИН
Об авторе:
Дмитрий — Лауреат Первых премий Всероссийского конкурса виолончелистов(1997) и международного конкурса(2002).
Ведущий мастер-классов в США, Швеции, Южной Корее, Италии, Бразилии. Член жюри нескольких престижных конкурсов виолончелистов.
Выступал как солист и камерный музыкант в таких залах, как Carnegie hall(США), Haydn hall(Австрия), Санкт-Петербургская филармония, Филармония Стокгольма, Madison Square Garden(США), Seoul Art Center, Forbidden city hall(Пекин), Suntory hall (Токио)и других.
Сотрудничает с яркими современными композиторами. Представил петербургские премьеры виолончельных произведений Родиона Щедрина — Виолончельного концерта «sotto voce»и «Parabola concertante».