Владимир Стеклов: «Все, что делается в прошлое и в будущее, происходит сейчас!»

Владимир Стеклов: «Все, что делается в прошлое и в будущее, происходит сейчас!» Театральные истории

Владимир Стеклов – народный артист России.

Родился в 1948 году в городе Караганда. Окончил Астраханское театральное училище. Владимир Стеклов служил в Московском драматическом театре имени Станиславского, в театре имени Ленинского комсомола. С 1996 года работает актёром театра «Школа современной пьесы». В 1999—2000 гг. вместе с актрисой Ольгой Кабо прошёл подготовку к полёту на станцию «Мир», но из-за недостаточного финансирования проекта (съёмки фильма «Тавро Кассандры») в космос не полетел. С 2000 года играет также в театрах «Русская антреприза Михаила Козакова», Театр Моссовета, «Сатирикон», работает художественным руководителем театра «Художественная школа». За годы работы в кинематографе снялся более чем в 90 кинокартинах. Любит играть в футбол и в свободное от работы время гулять с внуком и младшей дочерью Глафирой.

Лет десять назад мне довелось посмотреть лирическую комедию по сценарию Виктора Мережко «Любовь длиною в ночь». Когда на сцене погасли софиты, народный артист России Владимир Стеклов устало сказал: «Я готов побеседовать». Наткнулась на это интервью в своих журналистских записях. Тогда его герой, авантюрный и не очень счастливый персонаж, ушел в тень, оставив зрителям яркие эмоциональные воспоминания, а мне – вопрос, насколько интересна актеру работа в антрепризе. В спектакле — два персонажа, к которым приковано внимание зрительного зала па протяжении двух часов.

— Театр — накопление. В спектакль, который Вы увидели, я вошел форс-мажорно. Помогло то, что мы с Мариной Могилевской давно работаем вместе. Но это не значит, что все безоблачно, и у нас не бывает творческих споров. Мы стали друг друга слышать и улавливать. Для этого необязательно говорить что-то вслух. Достаточно жеста, интонации. Однако я сожалею, что пропустил репетиции во время создания спектакля. Это, по мнению Эфроса, главное в театре. Спектакль имеет довольно длительный репетиционный период, во время которого ты можешь что-то понять в своем герое, в себе самом, найти какие-то способы существования, формы работы.

— Для Вас театр и кино находятся в равновесии, или театр перевешивает чашу весов?

— Только театр позволяет опускаться в бездны и взмывать к небесам. Я уже как-то говорил, что часто я думаю, что от меня истинного мало что осталось… Кто-то умный сказал: «Мы думаем, что это мы гениально играем, а на самом деле Бог играет, выбирая нас в качестве инструментов». И этот выбор не безболезнен. Постоянно откуда-то вызываешь эти роли, персонажи, сущности, фантомы, совершенно различные по историческим параллелям, — не могут такие вещи проходить бесследно.

— Вами сыграны персонажи разных времен и народов. Какие были пережиты труднее?

— Я неуверенно себя чувствую в ролях современного зарубежного репертуара. При этом шекспировские герои мне близки. Я могу и хочу себя ощущать Ричардом Третьим или Генрихом Четвертым — эти роли не вызывают во мне дискомфорта или отторжения. Отзываться на «мистер» или «сэр» мне что-то мешает, а вот обращение «ваше величество» воспринимаю вполне органично.

— Когда Вы бываете на гастролях, успеваете знакомиться с «городами и весями»?

— Увы, нет. Можем приехать в четыре часа утра. Проснуться, немного порепетировать, и уже – вечерний спектакль. А ранним утром – снова в путь. График жесткий.

— В одном из интервью Вы сказали, что Вам импонируют роли, связанные с дьявольщиной. Это связано с Вашими работами в спектакле «Собачье сердце» и фильме «Мастер и Маргарита»?

— В моей творческой биографии, действительно, значатся и оборотень-Шариков из спектакля «Собачье сердце», и черт Азазелло из картины по роману «Мастер и Маргарита». Этот роман, на мой взгляд, принадлежит к особому разряду «высокой материи». У многих наших режиссеров возникало желание экранизировать «Мастера и Маргариту», но тщетно, никому не разрешали. Я говорю о 90-х годах. Наконец, экранизацию разрешили одному известному режиссеру. Другой, не менее известный режиссер Владимир Наумов, которому отказали в экранизации, рассказывает (речь идет о времени, когда вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна несколько лет, как умерла): «Было лето, было жарко. Я провожал жену с дочкой отдыхать на юг, сам оставался в Москве работать. Проторчал целый день в аэропорту — самолет задерживался с отлетом — наконец, вернулся усталый домой. Лег спать, но не спалось. Читал какую-то книжку, когда раздался звонок в дверь. Я взглянул на часы — было около часа ночи. Очень удивившись, я решил, что принесли телеграмму или, почему-то, вернулись мои. Встал, пошел в прихожую, в полутьме споткнулся и больно ударился бедром о телефонную тумбу. Включил свет. Собака, обычно лаем бурно реагирующая на все звонки в дверь, странно поскуливает, забившись в угол… Я смотрю в дверной глазок — на площадке в длинной шубе стоит Елена Сергеевна Булгакова, жена Михаила Булгакова, и улыбается. Совершенно обалдев, открываю дверь. Елена Сергеевна говорит: «Володя, извините за такой поздний визит, но просто дело очень серьезное. Входить не буду: внизу в машине меня ждет Михаил Афанасьевич(!) Я пришла вас успокоить: этот режиссер картину снимать не будет. И вообще — не будут». Елена Сергеевна попрощалась, вошла в лифт, дверца закрылась, тут же открылась, она состроила смешливую рожицу, дверца закрылась, лифт ушел… Я возвращаюсь в квартиру, запираю дверь, ложусь спать… Утром просыпаюсь с головной болью: что за чертовщина мне приснилась? Иду в ванную принимать душ — и вижу на своем бедре огромный синяк». Вот такая история…

— У Вас есть любимый праздник?

— Думаю, таких дней два: Новый год и Пасха.

— Вы загадываете желания в Новый год?

— Этот праздник воспринимается, несмотря на мою зрелость, по-прежнему с восторженной детской неутомимостью и жадностью до новых мечтаний, новых образов, новых открытий.

Елена Полтавская
Фото: topnews.ru
Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Erkin

    В.Стеклов отличный актер.Сыгранные им роли всегда оставляют хорошее впечатление об актерских качествах.

    Ответить