В Пятигорском государственном университете успешно завершился первый этап исследования, поддержанного Российским научным фондом.
Сегодня общение продолжает играть огромную роль в жизни каждого из нас. Мы много общаемся, и нам это нравится. Развитие новых технологий способствовало тому, что время поиска информации, ее обработки и передачи теперь может составлять всего лишь несколько секунд. А согласно глобальному исследованию “Wearesocial” к 2022 году количество пользователей социальных сетей составило уже 4,62 млрд. человек, что на самом деле больше 50% населения земли.
Социальные сети значительно отличаются от других существующих инструментов передачи информации так называемым self-broadcasting (передача информации от человека к человеку). Появление новых лидеров мнений, сейчас происходит намного проще и быстрее, социальные сети, используя идеи, мнения и позиции, интегрируют человека в новое сообщество, при этом формируя разнообразную повестку по ряду актуальных вопросов.
Для того чтобы научиться правильно выстраивать неконфликтную онлайн-коммуникацию, в том числе с помощью мультимедийных средств, необходимо сперва понимать тонкости и разобраться в особенностях конфликтной онлайн-коммуникации, чему и было положено начало в этом году в рамках первого этапа научно-исследовательского проекта «Конфликтогенные поликодовые тексты как инструмент деструктивного воздействия на общество в социальных сетях: когнитивное исследование и моделирование в рамках сетевого подхода», проводимого коллективом Пятигорского государственного университета при поддержке Российского научного фонда.
Исследователи проанализировали, как с помощью, например, мемов и демотиваторов конфликтного характера искажается объективная действительность, искусственно создаются ситуации конфликта, формируется деструктивная повестка (в рамках таких тем и направлений, как радикальный феминизм, мизогиния, чайлдфри, вакцинация и др.), которая может оказывать воздействие на уязвимые слои населения, в том числе на молодежь.
Выводы исследования представляются значимыми для выработки навыков критичного восприятия поступающих больших потоков информации и умений выстраивать конструктивный диалог, избегая конфликтов в онлайн-коммуникации. Это фундаментальный научный проект, поэтому результаты исследования отражаются в публикациях в рецензируемых научных изданиях.
Успешно завершился первый этап, а само исследование продолжается. Пожелаем успехов команде ученых ПГУ!
Сергей КРАСНОВ