ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИЛСЯ
ТАМ, В КРАЮ ДАЛЁКОМ…
Наверное, читатель помнит популярный в советское время роман В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» о таёжном охотнике, жившем в полном очарования и романтики Дальневосточном краю. Именно там, на берегу Японского моря, в посёлке Козьмино Приморского края в морозный январский день 1937 года родился Владимир Афанасьевич Лунёв.
Детство его прошло в красивейшей Уссурийской тайге, в посёлке с романтическим названием Лозовый Ключ в окружении дикой природы. Отец Володи работал мастером лесоучастка. Посёлок располагался среди сопок, поросших кедрачом, и насчитывал всего девять дворов. Жители его — лесорубы, в свободное от работы время вели жизнь охотников и собирателей, почти как герои приключенческих романов прошлого. На лесных звериных тропах ставили петли на зайцев, а в горной речушке ловили руками кету и горбушу.
Суровая природа, отсутствие привычных горожанам условий, трудности жизни закаляли мальчика, формировали в его характере мужские черты — стойкость к невзгодам, умение принимать решения и брать на себя ответственность.
Таким образом, Владимир с ранних лет был окружён величественными пейзажами таёжного края, восхищался красотами ландшафтов приморской тайги, которые так поэтично описал в своё время Арсеньев.
Скоро ветер судьбы наполнил паруса героя нашего очерка, и он вместе с родителями отправился вслед за солнцем на запад. И вот впереди забрезжили серебристые цепи «Седого Кавказа». Здесь, как на Дальнем Востоке, были горы, только более величественные, покрытые снежными шапками.
Владимир окончил школу в 1955 году в городе Алагир Северной Осетии. Запомнились походы к Цейскому леднику, туристские тропы и биваки. С тех пор полюбил горы.
С 1956 по 1959 год Владимир служил в Советской Армии. Армия стала для него второй после тайги школой жизни. Здесь под руководством бывалых командиров он постигал уроки дисциплины, армейского братства, верности слову. Строевая и физподготовка, политзанятия сочетались с общественной работой. Одно время он был даже киномехаником полка.
Владимиру повезло на командиров, друзей. И когда перед ним встал вопрос, что делать после армии, решение пришло само собой.
СЛУЖБА НА ЗЕМЛЕ И В НЕБЕСАХ
В 1959 году Владимир Лунёв вместе с армейскими товарищами стал студентом юридического факультета Ташкентского университета. После 3-го курса поступил на работу в милицию, в службу БХСС. В системе МВД прослужил 32 года на оперативной работе. В основном — в подразделениях ОБХСС и милиции на воздушном транспорте Северо-Кавказского УВДТ в г.Ростов-на-Дону.
За выдающиеся успехи в шестой пятилетке, прослужив в милиции восемь лет, в возрасте 33 лет он был награждён орденом «Знак Почёта». Были в его послужном списке также шесть медалей и многочисленные ведомственные награды, ценные подарки МВД РСФСР.
На его счету ряд громких и просто интересных дел в 1960-1980-е годы. Например, разоблачение расхитителей, действовавших в ресторане станции Минводы и причинивших государству крупный ущерб; выявление и привлечение к уголовной ответственности спекулянтов чёрной икрой при перевозке её из Астрахани в юго- западные районы СССР, когда было изъято 1500 кг этого ценного продукта — об этом деле была статья «Икра до востребования» в ведомственной печати.
В 1980 году Лунёв был отмечен почётной грамотой МВД СССР за разоблачение группы взяточников — работников двух авиаремонтных заводов Украины, получавших мзду за ремонт самолётов сельхозавиации Северо-Кавказского Управления гражданской авиации. Ремонт самолётов производился тайно, чтобы скрыть факты их поломки при лётных происшествиях, как правило, по вине лётчиков. Они же и давали взятки мастерам завода. Это было единственное в СССР дело подобного рода.
Когда Лунёв работал начальником отдела по руководству подразделениями милиции на воздушном транспорте, ему приходилось обеспечивать порядок в аэропортах Северного Кавказа, куда прилетали особо охраняемые лица. Его девизом были слова: «На земле — порядок, в небесах — безопасность».
Встречал самолёты с Брежневым, Черненко, Сусловым, Тихоновым, а также со Щёлоковым, Чурбановым и другими знаковыми фигурами той эпохи.
Запомнились характерные, занимательные факты. У членов Политбюро была такая странная практика: когда генеральный секретарь КПСС Брежнев приезжал в Сочи, здесь его встречал Черненко, иногда другие члены Политбюро, которые вылетали для этого из Москвы на полчаса или час раньше.
Брежнев любил быструю езду — его шофёр по пути из аэропорта Адлера в Пицунду нёсся по горным дорогам со скоростью 100 километров в час и выше. Суслов же, наоборот, предпочитал медленную езду — не более 40 км в час — и направляясь из Адлера в Сочи, несколько раз останавливал автомобиль «Зил-110» и шёл пешком 100-200 метров.
Сегодня пенсионер МВД Владимир Лунёв говорит, что борьба с негативом — не только дело полиции, но и всего общества. И нужно брать лучшее из того, что было прежде. Обычно про ветеранов вспоминают лишь в юбилеи и праздники, а в повседневной жизни забывают. И зря, считает Лунёв. Ведь много опытных оперативных сотрудников увольняется по достижении 50-55 лет, на пике опыта и сил. И потенциально они могут быть наставниками и помощниками для действующей полиции. Поэтому Владимиру Афанасьевичу импонировало, что министр В.А. Колокольцев недавно сам обратился к опыту прошлого, пригласив на оперативное совещание, в числе прочих, и группу ветеранов милиции. Он призвал руководителей МВД шире использовать их возможности.
РАБОТА В ВУЗЕ
Владимир Афанасьевич Лунёв вышел на пенсию в чине подполковника милиции. Обычно у человека, посвятившего много лет своей профессии, возникает растерянность — что делать дальше? Но наш герой оказался не таков.
После ухода на пенсию он три года был директором и преподавателем филиала Ставропольского университета имени В.Д. Чурсина. В этой должности ему пригодился прежний опыт работы — с 1974 по 1977 год он преподавал на кафедре оперативно-розыскной деятельности Горьковской высшей школы МВД СССР, воспитывал будущих пинкертонов и передавал молодёжи свой опыт. Кстати сказать, В.А. Лунёв — один из авторов учебника «Предотвращение и раскрытие хищений аппаратами БХСС на железнодорожном, водном и воздушном транспорте», изданного ГВШ МВД СССР в 1980 году.
На новом поприще наш герой также трудился с энтузиазмом, стараясь обеспечить студентам качественное образование. Но и проблем хватало тоже: приёмные экзамены в условиях рынка часто превращались в простую формальность, что несколько обесценивало престиж вузовского образования по сравнению с прежними временами; абитуриенты показывали недостаточно высокий уровень знаний, привычку к механическому накоплению их вместо умения анализировать, размышлять; филиал имел слабую материальную базу; стоило попытаться повысить уровень требований к студенту, как тот мог сбежать в другой платный вуз, куда его брали с охотой; не было тесной связи науки и практики. Директору филиала хотелось, чтобы преподаватели не занимались пересказыванием учебников, а студенты научились мыслить.
Такие проблемы, считал В.А. Лунёв, в масштабе страны неизбежно отражались на уровне подготовки кадров для правоохранительных органов, экономики и других сфер. Ещё Владимир Афанасьевич с горечью замечает, что около трети выпускников вуза не могут найти работу.
Это происходит от избытка выпускаемых вузами юристов, экономистов, менеджеров, в то время как востребованных представителей медицины, инженеров не хватает. Решение этих проблем важно для государства.
Что касается последних тенденций в высшей школе, то Владимир Афанасьевич приветствует планы Правительства и Министерства образования о сокращении количества высших учебных заведений в стране с одновременным улучшением материальной базы и качества преподавания для оставшихся вузов.
ЧТОБ К ШТЫКУ ПРИРАВНЯЛИ ПЕРО
Владимир Афанасьевич — неравнодушный человек, живущий жизнью страны, её проблемами. Он постоянно следит за событиями и процессами, происходящими в России, размышляет над положением дел в экономике, радуется успехам и огорчается неудачам.
Сравнивая прежнюю жизнь с нынешними реалиями, Владимир Лунёв с сожалением замечает, что такие качества, как стремление к справедливости, коллективизм, верность долгу отходят в прошлое, а на их место приходят стяжательство, индивидуализм, личный интерес. Люди становятся равнодушными, они не похожи на идеалистов советского времени.
В течение ряда лет Лунёв собирал материалы, исследовал более двухсот работ известных учёных — экономистов и политологов. Наконец, размышления о недостатках и проблемах общества подвигли нашего героя взяться за перо. Не так давно он написал и опубликовал в местной прессе серию аналитических статей «Россия как она есть». Статьи В.А. Лунёва посвящены злободневным вопросам сегодняшней России — кризису 2008-2009 годов и его последствиям для экономики, а также положению дел в российской и мировой экономике. Стоит перечислить наименования нескольких статей, и становится понятна суть проблем, о которых говорит автор: «Не кризис — девальвация совести», «Заговор против рубля», «Спасать не банки, а народ», «Кризис и власть», «Нищета от изобилия» и т.д.
Серия была опубликована в местной прессе и вызвала положительный отклик у читателя.
Статьи Лунёва заметил ректор Кисловодского гуманитарно-технического института Борис Гочияев, который решил издать их отдельной брошюрой. Предисловие к сборнику написал Заслуженный деятель науки профессор Анатолий Алексеевич Безуглов, которого многие помнят как ведущего программы «Человек и Закон».
В статье «Тотальная коррупция и коллективное прозрение» автор на примере нашумевших в недавнем прошлом коррупционных скандалов в России и за рубежом рассказал о губительных для экономики последствиях коррупции.
Ещё одним негативным фактором, влияющим на рост ВВП, по мнению автора, является однобокость российской сырьевой экономики. Также в его книге рассматриваются проблемы вступления России в ВТО.
Автор пишет и о новом этапе системного кризиса, который надвигается на мировую экономику. Россия в создавшихся условиях вместе со всем миром неуклонно подходит к рецессии.
Владея основами экономической теории, умело обращаясь с цифрами и фактами, Владимир Лунёв логично и объективно стремится раскрыть причины и следствия глобальных экономических процессов в мировом масштабе. Автор старается показать читателю не только широкую панораму сегодняшних реалий, но также даёт ретроспективный и перспективный анализ событий. Причём материал исследования, или, как гласит подзаголовок книги, «Аналитические размышления» излагаются лаконичным и ясным языком, понятным не только профессионалу, но и дилетанту. И это тоже достоинство данной работы.
Вывод автора убедителен: «Если человечество, в том числе и Россия, не прекратят действие существующей либеральной системы капитализма… кризисы неизбежны».
Сегодня Владимир Афанасьевич готовит очередную статью — о роли науки в российском обществе. Автор говорит о том, что наука имеет огромное значение для развития страны, для её процветания и обороноспособности. Он считает, что в настоящее время стали забывать об этом.
ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕКРАСНОМУ
Неожиданно к удивлению многих, кто его знает, у Лунёва пробуждаются удивительные таланты, дремавшие доселе в глубинах его души, как могучая сила спящего вулкана. Прежде всего, он предстаёт перед окружающими в образе художника-самородка.
Как же произошло это волшебное преображение? Может быть, в детские годы, когда наш герой жил на Дальнем Востоке, дующий с моря бриз доносил до него древний дух Страны Восходящего Солнца, пропитанный трепетным отношением к красоте? Как знать!
Рисовать он начал в Алагире — городе, где в то время не было даже художественного кружка. Повлиял старший брат-шахтёр, который рисовал с детства, его картина «Шахтёры в забое» даже экспонировалась на 1-й Всесоюзной выставке в i960 году.
Владимир Афанасьевич учился живописи сам. Из работ, написанных в юношеские годы, сохранился натюрморт «Фантазия» (1955 год, после окончания 10-го класса школы), которое позже не раз появлялось на выставках.
Людей, пишущих в свободное от основной работы время, на Западе называют «воскресными художниками». Таким, например, был таможенный чиновник Анри Руссо, который приобрёл мировую известность. Также, урывками, работал и Владимир Афанасьевич Лунёв. Времени на увлечения почти не было: сложная и ответственная работа требовала полной отдачи. Когда Владимир Афанасьевич возглавлял милицию на воздушном транспорте, ему часто приходилось вставать по ночам, вылетать в северокавказские аэропорты. И только после выхода на пенсию он смог посвящать любимой живописи больше времени.
Мастерской для художника служит его лоджия, где ему удобно работать. В небольшой квартире у него хранится более 8о картин. Каждый год он пишет в среднем по 15-20 работ.
Живопись Лунёва ближе к реалистичной. Владимир Афанасьевич отдаёт предпочтение натюрмортам и пейзажам; любит окрестности Кисловодска и Кавказские горы. «Я люблю писать работы солнечные, мягкие», — говорит художник.
Замечательный образ представлен в картине «Сумерки» — простой южный мотив: тополь, дом, сумеречное небо…
Работы «Кисловодск после грозы», «Бабье лето», «Малое седло», «Осень в верховьях парка», «Кисловодское озеро», «Форелевое озеро», «Осень на сосновой горе», «Айва цветёт» пронизаны настроением жизнерадостности и любви к родному городу и краю, его великолепной природе. Одна из лучших работ художника «Лето на Малом седле» в 2003 году экспонировалась на выставке «Юг России».
Владимир Афанасьевич умеет видеть красоту, черпает вдохновение у природы.
На своих полотнах автор тонко и лирично передаёт красоту и гармонию изумительной, пронизанной солнцем природы Кисловодска, его знаменитого парка и окрестностей, описанных ещё Лермонтовым в «Герое нашего времени».
Не менее чарующее впечатление производят на зрителя натюрморты художника, наполненные лирическим настроением. Когда видишь его полотна с изображением цветов — невольно удивляешься, как художнику удаётся запечатлеть солнечный свет? Хочется назвать живописца «Ловцом солнца»!
Цветовая гамма его полотен разнообразна, картины наполнены воздухом. Иногда они сказочны, а иногда так реалистичны, что кажется, прилетит бабочка и сядет на лепесток цветка.
Зрители неизменно подчёркивают «добрую ауру» его произведений. Лучшее свидетельство успеха — отзывы гостей выставок: деятелей культуры, известных профессиональных художников и любителей изобразительного искусства.
Научный сотрудник одного из кисловодских музеев, кандидат искусствоведения Л.О. Подколзина говорит о впечатлениях от работ В.А. Лунёва: «Когда я зашла в выставочный зал, у меня появилось доброе и радостное ощущение: в этой живописи есть культура, есть искренность. Очень ценное для меня качество — цветовая культура. Во всех работах этого художника сберегается чувство тона».
А вот строка из отзывов посетителей выставки: «Это такая красота, такое воодушевление — мне очень нравится. Дай Бог ему здоровья и ещё долгих лет плодотворной работы, чтобы нас ещё радовал своим творчеством».
В.А. Лунёв постоянно участвует в ежегодных городских и юбилейных выставках. А на трёх персональных выставках он выставлял до 6о картин.
Живописец благодарен Кисловодской городской организации Союза художников России — старейшему творческому союзу на Северном Кавказе — за доброжелательную поддержку и творческие советы.
Автор подарил семь своих картин Кисловодскому историко-краеведческому музею «Крепость», две — музею «Дача Шаляпина» и одну — Курортной библиотеке. Он также дарит свои солнечные работы друзьям и сослуживцам.
Владимир Лунёв представлял свои картины на смотр-конкурс самодеятельных художников, посвящённый 195-летию Кисловодска, где ему присудили 1-е место, становился победителем на таких же выставках в 1998 и 2000 годах.
Повторюсь, что лучшей наградой для художника являются слова благодарности. «Спасибо за то, что Вы зажгли в наших сердцах весну!» — гласит строка в Книге отзывов. Трудно что-то прибавить к этим словам.
В.А. Лунёв, ко всему прочему, любит готовить. У него в запасе имеется целый перечень кулинарных изысков. Блюда кавказской кухни ему удаются превосходно. Но особенно у него получаются пироги. Владимир Афанасьевич частенько навещает друзей в Кисловодске с пирогами собственного приготовления — яблочным штруделем и другими творениями. При этом он щедро делится рецептами.
— Где вы учились этому искусству? — спросили его однажды.
— Я сам себя учил этому искусству. Люблю готовить давно, -ответил Владимир Афанасьевич.
Однажды, когда в гости к нему приехали друзья, занимавшие высокие должности, один них заметил: «Ты нас кормил, как кормят дипломатических посланников».
Сегодня В.А. Лунёв полон замыслов и энергии. Иногда у него спрашивают: «Как вы всё успеваете?». И он отвечает: «Я принадлежу к тому поколению, которое говорило: «Покой нам только снится!». Владимир Афанасьевич — завсегдатай всевозможных выставок, он с удовольствием посещает Кисловодскую филармонию, куда постоянно приезжают на гастроли звёзды российской и зарубежной сцены — эстрадные и oпepные певцы, музыканты, дирижёры. Он плодотворно трудится на ниве культуры и искусства, помог молодёжи.
Его можно увидеть то сидящим, склонившимся над рукописями, то колдующим у плиты над тортом, не хуже, чем в книге о трёх толстяках Юрия Олеши. Он часто гуляет по солнечному Кисловодску, любуясь красотой природы и готовясь уловить в силки солнечный луч.
Глядя на него, вспоминаешь древнюю китайскую мудрость: «Глупый заканчивает в молодости, а умный в старости начинает».
Таков герой нашего очерка. И хотя многое изменилось в стране с тех пор, когда Владимир Афанасьевич носил мундир, он по-прежнему остаётся активным членом общества и гражданином своей страны, думает о её нуждах и судьбе. «Прежде думай о родине, а потом о себе», — говорит он молодым.