Владимир ГРИГОРЯН
В середине декабря в Кисловодске по указанию главы города Александра Курбатова приступили к благоустройству территории частного домовладения, расположенного по адресу Куйбышева, 6, в которое входят два широко известных здания, построенных в -90-х годах 19-го столетия. Стартом для начала работ послужила договоренность главы Кисловодска с собственником домовладения о выделении помещений для открытия в них музея истории еврейского народа и молельной комнаты.
В одном из этих зданий (см. фото), построенном из красного кирпича и желтого кисловодского камня, по утверждению ряда компетентных источников, до революции располагалась синагога, правда, не обладавшая официальным статусом. В другом, мрачновато сером, словно погруженном в летаргический сон минувшей эпохи, по утверждению тех же специалистов, жил и сам раввин со своей семьей. Там же располагались комнаты для приема почетных гостей иудеев. Это здание в Кисловодске так и называют – «Дом раввина».
Кисловодчане постарше, особенно старожилы, помнят, что в советское время в доме из красного кирпича и желтого кисловодского камня находился продуктовый магазин «Уют», радовавший покупателей образцовым сервисом и свежими молочными продуктами. А в «доме раввина» — общество охраны памятников, научно-реставрационная организация и даже наркологический диспансер. Должен признаться, что всякий раз, когда я разглядывал фасады этих зданий, меня охватывало волнение, будто я соприкасался с чем-то таинственно загадочным, окутанным годами намоленной аурой, защищавшей дом и синагогу раввина от превратности судьбы и угроз нового времени. Кстати, до сих пор нет единого мнения по вопросу — отвечала ли «синагога» всем требованиям строительства иудейских храмов или только служила частным молельным домом. Некоторые исследователи даже высказывают предположение, что раввин жил в Пятигорске, а в Кисловодске у него была дача с двумя этими зданиями и садом с выходом к реке. Если учесть, что дореволюционный Кисловодск начала 20 века представлял собой обласканный солнцем, утопающий в зелени престижный и самый популярный российский курорт, в котором многие известные преуспевающие люди имели свои дома и усадьбы, то такая версия кажется вполне допустимой.
Выдвигаются также предположения, что автором проекта единого архитектурного комплекса, состоящего из «синагоги» и «дома раввина», мог быть кто-то из выдающихся архитекторов, проживавших в Кисловодске — А.Н. Клепинин или Э.Б. Ходжаев.
ЧТО СКАЗАЛ ГЛАВА
К сожалению, разговор с главой Кисловодска в этот раз состоялся короткий. А хотелось поговорить об итогах уходящего года, о планах на будущее. О том, как будем встречать Новый год. Но, к сожалению, дефицит времени у главы достиг крайнего предела. Встречи и проводы высокопоставленных гостей, открытия и закрытия праздничных мероприятий, участие в многочисленных совещаниях, выезды на строящиеся объекты, в городские поселки, поездки по краю и в столицу с хождениями по министерским кабинетам, бесконечные очереди в приемной, теперь еще и предновогодние хлопоты не позволяют расслабиться, чтобы вести обстоятельный спокойный разговор.
Между тем Александр Вячеславович подтвердил, что есть твердая договоренность с собственником по открытию музея и молельного дома по указанному адресу. За несколькими короткими фразами слышалась большая человеческая заинтересованность в реализации этой идеи.
В ходе строительных работ силами города уже снесен турлучный сарай, построенный в советский период и не имеющий никакого отношения к «синагоге» и «дому раввина». Поскольку здание, в котором предположительно находилась синагога, не имеет цокольного этажа, то предстоят работы по снижению уровня тротуара на глубину, достаточную для укладки перед главным входом парадных ступенек. Помимо этих работ будут выполнены и другие. Но я боюсь забегать вперед, поскольку, по словам главного архитектура города, который согласился проконсультировать меня по телефону в свой выходной день, проект по реконструкции обсуждаемого объекта еще не готов, но работы по благоустройству и реконструкции тротуара ведутся и будут доведены до конца.
КИСЛОВОДСК – ГОРОД-ПРАЗДНИК
То, что Кисловодск за последние годы сильно похорошел, преобразился, уже ни для кого не секрет. Украшают город солнца и регулярно проводимые, одно за другим, праздничные мероприятия. Они радуют наших гостей, делают город более привлекательным для отдыха и туризма. Но особую атмосферу радушия и гостеприимства создают ежегодно проводимые в рамках фестиваля «Гостеприимный Кисловодск» праздники национальных культур — карачаевской, армянской, азербайджанской, грузинской, осетинской и других. В программах таких праздников — веселые песни, зажигательные танцы, творческие мастер-классы, ярмарки, дегустация национальных блюд. Организаторы, волонтеры рассказывают гостям об истории своих народов, о традициях и обычаях. Заканчиваются они традиционно концертами под бурные овации и всеобщее ликование.
В эти минуты по-настоящему чувствуешь, что Кисловодск — наш общий дом, а мы, его жители, люди разных национальностей и вероисповедания – одна большая дружная семья.
В рамках фестиваля «Гостеприимный Кисловодск» в августе прошлого года состоялся и «День еврейской культуры», организованный управлением по курорту и туризму администрации Кисловодска совместно с еврейскими общественными организациями — «Местной еврейской национально-культурной автономией г. Кисловодска» и местной религиозной организацией ортодоксального иудаизма «Кисловодская еврейская община».
РАССУЖДАЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
В Кисловодске, курортной столице России, известной своими интернационалистскими традициями, уважением к чувствам верующих, мировые религии пока представлены православными храмами, армянской церковью, соборной мечетью. А вот синагоги нет, хотя была до революции. Между тем в городе солнца живут около двух тысяч представителей еврейской национальности, действуют две еврейские общественные организации. И появление синагоги, помимо прямого назначения, могло бы послужить еще одним свидетельством особого статуса Кисловодска как города, обладающего не только уникальными природными ресурсами, но и наполненного высокой духовной культурой. Но это, как говорится, дело будущего.
В завершение хотелось бы подчеркнуть, что в преддверии 75-летия Великой Победы открытие в знаковом месте молельной комнаты и музея истории еврейского народа приобретает особый смысл и значение. Словно появятся они в память о жертвах Холокоста.
7 сентября 1942 г. фашисты вывезли из Кисловодска в Минеральные Воды около 2-х тысяч евреев и зверски расстреляли. Среди убитых было много детей, женщин, стариков. Еще 323 человека, в основном еврейской национальности, были расстреляны у Кольцо-горы в окрестностях Кисловодска.
В 2017 году по инициативе еврейской общины, при поддержке городской думы и администрации Кисловодска, на месте страшной трагедии был воздвигнут монумент в память о жертвах Холокоста.
Ежегодно в день расстрела и 9 мая там проводятся митинги памяти, читаются поминальные молитвы.
На фотографии — здание, в котором в свое время размещалась СИНАГОГА, ДОМ же РАВВИНА — если смотреть по фотографии — левее, там жил раввин и резник (помощник по совершению определенных обрядов), для совершения богослужения раввин переходил по застекленной галерее (остатки ее видны на снимке). В советское время в ДОМЕ РАВВИНА размещалось общежитие медучилища, а в помещении синагоги — магазин (их было несколько, друг за другом, в 1960-х годах, когда я учился в школе (№ 14), там был магазин «Уют».