РЖД И ДРУГИЕ ГОСКОРПОРАЦИИ: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

001В 1891 году Государь-император Александр III Высочайше повелел начать
строительство железной дороги Минеральные Воды – Кисловодск для обслуживания нужд быстро растущих курортов Кавказских минеральных вод (КМВ). В 1892 году строительство дороги было начато и уже в 1894 году окончено. На строительство ответвления от Минеральных Вод длиной 62 километра в условиях сложного горного рельефа и техники того времени ушло всего два года. Оригинальной конструкцией зданий железнодорожных вокзалов основных курортов КМВ мы можем любоваться до сих пор, учитывая, конечно, что они неоднократно за сто с лишним лет в той или иной степени меняли свой внешний облик. Вагоны с почтенной «водяной» публикой и платформы с грузами тогда тянули 2 паровоза в силу очень больших уклонов рельсового пути: до сих
пор значение уклона к платформе Лермонтовская остается самым высоким в России, только на Урале есть еще аналогичное место. В 1936 году ветка Минеральные Воды – Кисловодск была электрифицирована, тогда – постоянным током, недавно – переменным. И более или менее успешно, в основном осуществляя массовые пригородные перевозки, железная дорога Минводы – Кисловодск работала до февраля 2014 года, когда неожиданно на нее как снег на голову свалились финансовые проблемы. Привычные всем электрички вдруг стали для ОАО «РЖД» убыточными и закономерно исчезать из расписания.

В феврале 2014 года перевозчик – Северо-Кавказская пригородная пассажирская
компания (ОАО «СКППК»), осуществляющая перевозки по всему Югу России,
зарегистрированная в Ростовской области, отменила 6 пар электричек на участке
Минводы – Кисловодск, в марте еще 15 пар электропоездов края, в августе планировали
отменить еще 7 пар электричек. Ссылаясь на убыточность перевозок, СКППК даже не
считала нужным консультироваться с краевым правительством по возникшей проблеме,
отказывалась предоставить прозрачные расчеты новых тарифов, компенсирующих
выпадающие доходы, бойкотировала заключение с правительством края нового договора
на обеспечение железнодорожных перевозок. Подняв вначале проезд за зону с 13,30 до 18
рублей, далее она просто стала шантажировать последнее. Вопреки логике,
железнодорожники отменили как раз самые прибыльные пары – утренние и вечерние,
когда студенчество и работающее население КМВ массово перемещается к месту учебы
или работы, а затем обратно, что не могло не вызывать постепенного озлобления
населения, не учитывать которого уже невозможно было правительству СК. Дальше –
больше. Стала сокращаться длина перегона электропоездов – до Лермонтовской или
Пятигорска, а затем и количество вагонов в поезде – с шести до четырех.

Но для жителей Кавминвод электрички что метро для москвичей. В целом же по
Ставрополью в 2011 году электричками перевезено 6 млн. 780 тыс. человек, в 2012-м-
6 млн. 964 тыс., в 2013-м – 7 млн., где основная доля приходится на КМВ. Часто по
городам-курортам разбросаны родственники. А если кто-то из родителей болен и живет в
другом городе? Посетить его после работы стало невозможным. А отдыхающие на
курорте? Стали невозможны комфортные поездки в соседние города-курорты на
экскурсии, на концерты, на выставки, на праздники. Имидж КМВ как федерального
курорта пополз вниз. Но видно этого как раз и добивалась СК ППК: «не мытьем, так
катаньем» заключение нового с правительством СК договора на выгодных только ей
условиях, компенсирующих не только выпадающие доходы, но и приносящих
достаточную прибыль. Можно отметить, что в советское время электрички на КМВ
начинали ходить с 4-х часов утра до 00 часов 30мин следующего дня, утром – в часы
максимума перевозок – интервал движения был 8-12 минут. По маршруту Ессентуки-
Пятигорск я сам проездил 22 года пользуясь проездным билетом. В бюджете семьи он
практически ничего не стоил. И почему вдруг сложилось такое печальное положение?
Ответ нужно искать в действиях федерального правительства.

Опираясь полностью на либерально-монетаристскую догматику, стараясь избежать
т.н. перекрестного субсидирования, пользуясь тем, что законодательство позволяет
разделять бизнес по его видам, федеральные власти позволили ОАО «РЖД» создать в
своей структуре гарантированно убыточные дочерние структуры – пригородные
пассажирские компании, не имеющие в собственности подвижной состав, а получившие
его в аренду. Возникла любопытная коллизия: в большинстве компаний прибыль от
перевозок пассажиров практически равна плате за аренду подвижного состава, то есть
платить заработную плату своим сотрудникам и осуществлять ремонт подвижного состава
практически нечем. Недостающие средства надо было выбивать из бюджетов регионов,
чем они незамедлительно и занялись. Но как такое стало возможным? Как можно
передавать подвижной состав самим себе? Еще до революции крестьянин, отделяя сына
от семьи, наделял его всем необходимым для ведения собственного хозяйства, а не
отдавал ему лошадей, быков, плуги и хату в аренду. Во-вторых, прибыль ОАО «РЖД» за
2014 год составила 1,5 трлн. Рублей. Об этом Владимир Якунин доложил президенту
страны В.Путину 23 января 2015 года. Разделяя ОАО «РЖД» по любой схеме оно в целом
становится менее прибыльным, так как сумма частных не может быть больше (выгоднее)
целого (теряется синергетический эффект). Все это уже мы проходили на примере РАО
«ЕЭС России», когда усилиями Анатолия Чубайса оно было разделено на 266 частей,
стало менее надежным и в сумме менее прибыльным.

Помним мы и о конфликте бизнес – интересов собственников в г.Пикалево
Ленинградской области 3 июня 2009 года, в котором в 2005 году Пикалевский
глиноземный завод был разделен на три отдельных производства и продан отдельным
владельцам, хотя технологически производство замкнуто именно на все три предприятия,
по – сути цеха. Не договорившись по ценам на поставки, владельцы остановили свои
предприятия, работники которых остались без работы и вышли на улицы. Событие
достигло такого резонансного уровня, что потребовало личного вмешательства премьера
В.Путина. В адрес Олега Дерипаски «Вы, что, с ума сошли?» тогда не прозвучало.
Премьер только попросил олигарха не отбирать у него ручку.

Создание ППК, и это главное, позволяет РЖД получать дополнительную прибыль из
федерального и региональных бюджетов, то есть переносить бремя своих расходов на все
население России платящее налоги. Все это, правда, хорошо укладывается в русло
либеральных концепций , когда бедное в целом население еще беднеет, а монополии
(корпорации) и олигархат за счет них богатеют. Такая схема дополнительного обогащения
РЖД уже в феврале 2015 года привела к тому, что стала предметом обсуждения на
совещании президента РФ с правительственными чиновниками, резюмировавшего в
отношении последних: «Вы, что, с ума сошли?» К этому моменту пригородные
электрички были отменены в большинстве регионов России. Жалкие объяснения вице-
премьера А.Дворковича о мерах, которые якобы правительство предусмотрело для
исправления ситуации, президента не убедили. «Электрички должны пойти завтра» —
бушевал он. Через неделю они действительно пошли, но? Стоимость проезда в них хоть
по зонам, хоть по километражу возросла кратно. От Ессентуков до Пятигорска она с 18
рублей подскочила до 40 рублей 97 копеек, где-то в России, жаловались пассажиры, с 29
рублей до 80. Электрички пошли полупустыми, корпорация РЖД осталась в выигрыше.
Президент и об этой ситуации знает, но что можно сделать? Для начала ликвидировать
ППК, минимум – разделить имущество с головной компанией. С выделением-разделением
иначе можно и до маразма дойти: выделить, например, в самостоятельное ОАО
«Дирекцию железнодорожных вокзалов» ОАО «РЖД». А почему нет? Брать плату с
любого, кто посягнет на территорию вокзала или воспользуется его услугами. Нужная
прибыль опять-таки должна быть обеспечена региональными или муниципальными
бюджетами, то есть населением. Еще проще включить плату за содержание вокзалов в
цену стоимости билетов. Вполне логично, но уже без нее количество перевозимых на
дальние расстояния пассажиров год от года уменьшается из-за нарушения баланса спроса-
предложения – предложения РЖД намного превышают платежеспособный спрос в целом
бедного населения: стоимость билета Пятигорск-Москва как раз равна стоимости двух
билетов на самолет Минеральные Воды – Москва, то есть полетов туда и обратно. Эта же
ситуация к сегодняшнему дню сложилась и в пригородном сообщении.

Но так ли на самом деле бедно ОАО «РЖД» и лично ее президент Владимир Якунин, а
также председатели правлений других госкорпораций? Газета «Аргументы и факты» за 28
августа 2013 года приводит размеры доходов членов правления некоторых крупнейших
госкомпаний на одного человека в рублях в месяц:

— Сбербанк (руководитель Герман Греф) – 11,7 млн.;
— Группа ВТБ (Андрей Костин) – 10 млн.;
— РЖД (Владимир Якунин) – 6,1 млн.;
— «РусГидро» (Евгений Дод) – 5,9 млн.;
— «Газпром» (Алексей Миллер) – 5,2 млн.;
— ФСК-ЕС (Олег Бударгин) – 2,8 млн.;
— «Росатом» (Сергей Кириенко) – 2,6 млн.;
— «Аэрофлот» (Виталий Савельев) – 1,6 млн.;
— «Роснано» (Анатолий Чубайс) – 1,2 млн.

Среднемесячные зарплаты чиновников в федеральных ведомствах, уступая значительно
доходам топ-менеджеров госкомпаний, также поражают воображение, колеблясь около
планки в 100 тыс. руб. Поэтому будет ли особенно волновать члена правления банка
вопрос снижения ставок по ипотеке, если ежемесячно он может покупать по
двухкомнатной квартире в Москве? Или топ-менеджера «Газпромнефти» повышение цен
на бензин, если его доход в 200 раз больше средней учительской зарплаты по стране?
Волнует ли управленца из «Интер РАО ЕС» размер социальной нормы потребления
электричества, если его получка в 150 раз выше заработка российского врача? Что
предложит по выходу из кризиса министр финансов Антон Силуанов, если он
зарабатывает 12,5 тыс. рублей в час (!)? Это до дикости странно, так как зарплаты и
бонусы топ-менеджменту компаний с госучастием утверждаются государственными
чиновниками на совете директоров, в которые они входят: «рука руку моет» к общей
выгоде. Не стоит поэтому удивляться, что В.Якунин имеет в Подмосковье огороженное
глухим забором поместье с 50-метровым с морской водой открытым бассейном, фото
которого обошло многие российские СМИ. Именно Якунин ежегодно самолетом привозит
из Иерусалима благодатный огонь, но за чьи деньги? Не за собственные же?

Вспоминается некто Бревнов, компаньон Бориса Немцова по Нижнему Новгороду,
предшественник Чубайса на посту главы РАО «ЕЭС России», который умудрился за
деньги корпорации сгонять пустой самолет за тещей-американкой в Нью-Йорк и обратно.
Или расплачивается за чартер фонд Андрея Первозванного, курируемый все тем же
В.Якуниным? Забавы богатых, однако, без прозрачности, конечно.

Из «Открытой» газеты, №18, 2014 год, мы с радостью за председателя правления ОАО
«Газпром» Алексея Миллера узнали, что его совокупный заработок за 2013 год составил
около одного миллиарда (!) рублей. Известный ставропольский журналист, публицист,
руководитель общественной организации «Конгресс интеллигенции Ставрополья»
Василий Красуля подсчитал, что эта сумма эквивалентна примерно годовой пенсии 10
тысяч среднестатистических российских пенсионеров. Трудовые усилия А.Миллера к
этой сумме вряд ли имеют хоть какое-то отношение, ведь получена она только за счет
природной ренты, принадлежащей всем россиянам, так как невозможно только своим
трудом создать собственность, пропорциональную означенной выплате. Диссонансом в
этой истории является то, что А.Миллер, к тому же, награжден орденом Сергия
Радонежского II степени, отличавшегося исключительной непритязательностью и
скромностью.

В прошлом году на пресс-конференции В.Путина одной из журналисток был задан
отчасти провокационный вопрос: «Каков заработок главы «Роснефти» Игоря Сечина?» На
прямой вопрос президент не ответил, сказав только, что он оказался хорошим
управленцем. О годовом доходе И.Сечина можно только догадываться, оценивая его
косвенно по доходам его сотрудников. Так, статс-секретарь «Роснефти» Лариса Каланда
«заработала» в 2012 году 730 млн. рублей. Какие интересно новации она предложила
«Роснефти», принесшие последней такую дополнительную прибыль, пропорционально
которой она получила столь внушительное вознаграждение? Опять, как и в случае с
«Газпромом», прибыль корпорации формируется только платой за природные ресурсы,
принадлежащие всему народу, но отнюдь не корпорации, не вложившей ни рубля в
модернизацию еще советской инфраструктуры, которой она пользуется. Медицинская
сестра в профсоюзном санатории КМВ получает 6-7 тыс. руб. в месяц. 730 млн. руб. она
сможет заработать всего лишь за 10000 лет. В социальном, однако, как следует из ст.7
Конституции России, государстве. Но именно эти молоденькие девчонки должны родить
здоровое потомство, обязанное сохранить наше государство.

На теме заработков топ-менеджмента госкорпораций России можно было бы и
поставить точку. Но не менее интересен его моральный аспект. И самой интересной
корпорацией в этом плане является ОАО «Роснано», возглавляемая А.Чубайсом. О членах
его «команды», их заработках и общественной предрасположенности можно узнать из
статьи-расследования Александра Гришина «Откуда в команде Чубайса агенты ЦРУ и
миллионеры» («Комсомольская правда, 6 августа 2013года), а о Чубайсе – приватизаторе,
его связях с американской разведкой, циничности и безжалостности в лихие 90-е – главы
«Приватизация» книги «Крестный путь России 1991-2000» генерал-лейтенанта, доктора
исторических наук, бывшего начальника аналитического управления КГБ СССР Николая
Сергеевича Леонова. Из нее становится ясным, что заказ на «дикую приватизацию» был
сделан из США. Там в 1991 году при Гарвардском университете был организован т.н.
Институт международного развития (от России в переговорах участвовали Гайдар и
Чубайс), ставший на долгие годы центром управления российскими процессами (штабом
внешнего управления). Именно Институт рекомендовал Чубайса на роль главного
приватизатора и создателя рынка ценных бумаг в РФ. Кадровый разведчик ЦРУ Джонатан
Хей приказом 141 по Госкомимуществу был назначен Чубайсом начальником отдела
иностранной технической помощи и экспертизы, получившим вместе со своими
сотрудниками (агентами ЦРУ) доступ к служебной информации о российской
промышленности и сырьевой базе. Ими были получены тысячи составляющих
государственную тайну секретов ВПК и передовых промышленных предприятий России.

Пользуясь закрытой российской информацией, американские коллеги Чубайса Андрей
Шлейфер и Джонатан Хей использовали ее в целях личного обогащения, что запрещено
американскими законами. После долгих разбирательств 26 сентября 2000 года
федеральная прокуратура США предъявила им официальное обвинение. Российская же
фемида, действующая исключительно по указке федеральных властей, к Анатолию
Борисовичу до сих пор никаких претензий не имеет. Для доступа в здание
Госкомимущества 35 американских советников и консультантов имели свободные
пропуска, а общая их численность в России достигала 200 человек. Можно еще
напомнить, что именно Чубайс рекомендовал Б.Ельцину Бориса Березовского на
должность зам. Секретаря Совета безопасности РФ, что сразу резко усилило
экономический аспект войны в Чечне. Эквивалент дополнительных жертв этому
назначению определить невозможно, но он определенно есть. Так что на вопрос В.Путину
в ходе «Прямой линии» со страной о деятельности Чубайса в период приватизации
(разграблении) страны по-моему дан точный и ясный ответ.

Под стать лидеру «Роснано» и другие его топ-менеджеры:
— Ханс Бодмер, гражданин Швейцарии, руководил швейцарской «дочкой» «Роснано».
Провел некоторое время в Америке за решеткой за мошенничество и дачу взяток.
— Олег Киселев, нынешний зампредседателя правления. В 2005 году бежал в Лондон после
того, как его обвинили в мошенничестве с целью воспрепятствовать приобретению акций
Михайловского ГОКа. В 2007-м вернулся в Россию, хотя его компаньоны по этому делу
были осуждены.

— Леонид Гозман. Психолог по образованию, прославившийся на ТВ фразой: «СМЕРШ
хуже СС». Советник у Е.Гайдара, у А.Чубайса в период приватизации, член правления
РАО «ЕЭС России», директор по гуманитарным проектам ОАО «Роснано». Этакой
универсал, но не по основному профилю работы. Телевизор – главная любовь Л.Гозмана,
где он яростно отстаивает неолиберальные ценности. И есть за что. Ежегодные доходы
Леонида Яковлевича исчисляются многими сотнями млн. рублей, не считая 2-х участков,
дома в Подмосковье, 4-х квартир в Москве и Питере. Такие же богатые люди и бизнес-
универсалы следом за Чубайсом перешли из РАО «ЕЭС России» в ОАО «Роснано»:
Э. Уринсон, Ю. Удальцов, А. Раппопорт. И еще все они необыкновенно талантливы в
политической деятельности: Л. Гозман – член «Комитета гражданских инициатив»
«лучшего» министра финансов в истории США Алексея Кудрина, О.Киселев, А.
Раппопорт, Л. Меламед – члены бюро президиума Российского еврейского конгресса, Э.
Уринсон – председатель его ревизионной комиссии.

Таков вкратце общий портрет лидеров госкорпораций, 90% которых до сих пор
зарегистрированы в оффшорах. Не думаю, что у классических олигархов он более
привлекателен. Только В. Потанин и А. Усманов занимаются благотворительной
деятельностью. И не только. Испытывая стыд за Россию, имевшую 5-месячную
задолженность перед главным тренером сборной России по футболу Фабио Капелло,
Усманов предоставил Российскому футбольному союзу льготный кредит в размере 400
миллионов (!) рублей. Только в России с непомерными амбициями ее лидеров на величие
последней иностранный тренер может получить (не заработать) такую зарплату при
отсутствии положительного результата. Не хило, если иметь в виду, что половина
работающих в России получает 15 и менее тысяч рублей в месяц. Наши богатеи никоим
образом не связывают свое будущее и будущее своих детей со страной, где получили
(«хапнули») свои деньги. Они нагло демонстрируют свое богатство всем и везде, не
строят никаких учебных, культурных, спортивных заведений, промышленной
инфраструктуры на перспективу, покупают элитную недвижимость за границей, не
создают рабочие места, не ведут общественной работы и не имеют никакой ни
человеческой, ни гражданской позиции. Именно они создали из России пародию на
социальное государство, где уже давно человек – человеку не «друг, товарищ и брат».

Неравенство в распределении доходов в России самое высокое в мире и имеет тенденцию
только усиливаться. После 1991 года были надежды, что Россия, сохраняя все
унаследованные от СССР достижения академической науки, социальной защиты,
квалифицированной рабочей силы, образования, организации здравоохранения
превратится, обладая 30-40% природных богатств мира, в процветающее государство.

Увы, не случилось. Мы не оказались Китаем. Там принципиально на вершинах власти не
могло оказаться Ельциных, Гайдаров, Чубайсов. Там было и есть, и будет, национально
ориентированное по-азиатски преданное своему народу руководство. Реформы на
принципах либерального фундаментализма с руководителями из-за океана, как это было у
нас, там даже теоретически представить невозможно. Неолибералы разрушили страну в
«лихие 90-е», подвели к дефолту в 1998 году, еле-еле выползли из кризиса в 2008 году,
опять втянулись в кризис в 2014 году, оправдываясь падением цен на нефть и санкциями
Запада. Необходимость смены экономической модели последующего развития страны у
патриотической общественности не вызывает никаких сомнений. Момент смены не
справляющегося со своими обязанностями правительства настал. И сделать это должен
президент В. Путин, как сделал это он с разворотом внешней политики. Не могут в
правительстве страны работать люди либеральных (космополитических) убеждений, один
из которых в период, когда Запад ведет против нас новую «холодную войну», произнести:
«Россия должна платить за финансовую стабильность США». Аркадий Дворкович ясно
показал, с кем связаны его предпочтения и далекие перспективы. А жаль.

Игорь СУХОРУЧКИН, инженер

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Елизавета

    Думаю, что надеяться на президента наивно. Вы верите, что он не имеет понятия, что с народом происходит реально? Не видит сердюковых и чубайсов, не знает об их бешеных доходах? Это издевательство над народом.

    Ответить
  2. Нина

    Я вообще не понимаю, госкорпорация это как, и частное и государственное в одном флаконе что ли?

    Ответить