СКАЗОЧНЫЕ ТЕРЕМКИ ИВАНА РОПЕТА

СКАЗОЧНЫЕ ТЕРЕМКИ ИВАНА РОПЕТА (12+)
Дом М.З. Гориной в начале XX века

Старинный особнячок  переулке Бородинском, где теперь располагается Информационно-культурный центр «Музей А.И. Солженицына», издавна привлекает внимание горожан и туристов своей необычной для Кисловодска архитектурой.

Действительно, аналогов «сказочному теремку» на Бородинском переулке среди зданий не только Кисловодска, но и всего нашего региона в наше время не найти. Так получилось, что до нашего времени не дошла, а может быть где-то очень хорошо запрятана, архивная документация, касающаяся постройки этого здания в начале ХХ века. И вообще, что касается дореволюционной истории дома, то тут сведения крайне скудны. Старинная дача в престижном районе Ребровая Балка известна нам, прежде всего, как «Дом М.З. Гориной». Её построил в первое десятилетие ХХ века Фёдор Иванович Горин. Александр Исаевич Солженицын вспоминал о нём: «Он был простой гвардеец – по росту и по службе, рассказывал, как император Николай II раздавал серебряные рубли гвардейцам. Он был твёрдых старых убеждений, простого происхождения, но совершенно ненавидел большевиков». Возможно, что первая супруга Фёдора Ивановича была состоятельной дамой, так как сомнительно, что ему было по карману возвести такую красивую дачу в престижном районе. Но первая супруга рано умерла, оставив его вдовцом с тремя детьми. Вторым браком Фёдор Иванович сочетался с Марией Захаровной Щербак – старшей сестрой матери А.И. Солженицына Таисии Захаровны. Мария Захаровна вошла в этот дом, и на ней с той поры держалось хозяйство семьи. С 1920 по 1924 гг. «сказочный теремок» Гориных приютит под своей крышей также родителей Марии Захаровны и её племянника – будущего писателя и Нобелевского лауреата.

СКАЗОЧНЫЕ ТЕРЕМКИ ИВАНА РОПЕТА (12+)
Загородный дом. Эскиз Ивана Ропета 

То, что архивные документы о строительстве дома Гориных в нашем распоряжении отсутствуют, конечно, очень огорчает краеведов и любителей архитектуры. Судя по облику здания, не похожа его архитектура на «авторский почерк» зодчих, которые строили Кисловодск в те времена: Э.Б. Ходжаева, Н.Н. Семёнова, А.Н. Клепинина, М.И. Вьюнникова, А.И. Каупинга. Но теперь с уверенностью можно сказать, что произошли большие подвижки в разъяснении вопроса об авторе проекта. На нужный след удалось выйти благодаря гостю нашего курорта, москвичу Сергею Борисовичу Лившицу, за что ему огромная благодарность. Он поделился своим наблюдением о том, что дом М.З. Гориной имеет много общего с уникальным с архитектурной точки зрения домом Мартьяна Сазонова в деревне Асташово Чухломского района Костромской области. А известно, что асташовский «теремок» Сазонова был выстроен под влиянием авторского стиля известного в своё время петербургского зодчего Ивана Ропета. И хотя Мартьян Сазонов сам не пользовался услугами архитектора, но явно располагал эскизами ропетовских построек, тем более что они публиковались в специализированной периодике. Есть предположение, что сам Мартьян Сазонов принимал деятельное участие в строительстве русского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. А павильон возводился по проекту Ропета.

СКАЗОЧНЫЕ ТЕРЕМКИ ИВАНА РОПЕТА (12+)
Дом Мартьяна Сазонова в Асташово

Иван Павлович Ропет родился в 1845 г. в Петергофе в семье мастера бумажной фабрики. Рано осиротев, попал на воспитание к родному дяде, взяв отчество по его имени. А будучи взрослым, он по какой-то причине заменил свою настоящую фамилию Петров на «иноземную» Ропет. Может быть потому, что тогда в России с особым придыханием относились к иностранцам и потомкам иноземных родов. Сейчас уже сказать сложно. Ропет стал одним из видных мастеров так называемого псевдорусского стиля. Он доводил использование элементов и приёмов старинного русского зодчества порой до такой вычурности и перенасыщенности деталями, что современники иронично назвали его авторскую манеру и работы его последователей «ропетовщиной». Однако нельзя недооценивать вклад Ивана Павловича в историю российского и мирового зодчества. «Ропетовщина», как одно из самобытных направлений псевдорусского стиля при всей вычурности представляет собой интересное явление и замечательную страницу в истории мировой архитектуры.

Сомнительно, чтобы Иван Павлович Ропет самолично занимался проектированием кисловодского дома Гориных, поскольку в первое десятилетие ХХ века он тяжело болел и практически не работал, а уже в 1908 году скончался. Однако кто-то из местных зодчих запросто мог взять за основу один из его эскизов и немного его переработать, осуществить привязку к местности уже для конкретного участка в Кисловодске. И практически не вызывает сомнений, что исходным материалом для проектирования кисловодского дома Гориных стал выполненный Ропетом эскиз загородного дома, опубликованный в одном из выпусков альбома-увража «Мотивы русской архитектуры», издававшегося в 1870-х гг. Только Ропет изобразил на эскизе полностью деревянное здание. А кисловодский особняк имеет кирпичный первый этаж и частично кирпичный – второй. Похоже, что и Мартьян Сазонов при строительстве своего «терема» отталкивался от этого же ропетовского эскиза. И хотя строители, как кисловодского дома Гориных, так и асташовского дома Сазонова, неоднократно отступали от первоисточника в мелких архитектурных деталях, а также в пропорциях, тем не менее, в общих чертах задумка Ропета оказалась вполне воплощённой. Даже редчайший архитектурный элемент – некое подобие зонтика на шпиле терема, был водружён на обоих домах. В советские годы оба «зонтика» были утрачены. «Зонтик» асташовского «терема» восстановили недавно при реставрации усадьбы Сазонова предпринимателем Андреем Павличенковым. «Зонтик» на доме Гориных при реставрации, к сожалению, не воссоздавался.

Таким образом, пожалуй, можно считать разгаданной одну из многочисленных архитектурных загадок Кисловодска.

Вячеслав ЯНОВСКИЙ, краевед.

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.