10 июля в рамках фестиваля, посвящённого к 130-летию со дня основания Государственной Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова, в зале им. Скрябина прошёл сольный концерт Заслуженной артистки РФ Светланы Бережной с названием «По-французски о любви».
С начала концерта артистка завладела сердцами зрителей как бы невзначай, исподволь, начиная свой рассказ об интересных фактах из историй биографий представленных французских композиторов, а потом она умело появляющийся интерес слушателей закрепляла живой музыкой. Этот необыкновенный «урок» длился весь концерт с нарастающей силой, что на финише достиг своего апогея. Зрители аплодировали стоя пять минут, вызывая артистку на сцену несколько раз, провозглашая «бис» и «браво» и не хотели расходиться. Так ошеломляюще ярко проходят все сольные концерты Заслуженной артистки РФ Светланы Бережной, где она демонстрирует всегда свою виртуозную игру на клавесине, рояле и органе. А, кроме того, Светлана прекрасный оратор, она в канву своей речи вплетает глубокий музыковедческий литературный материал и даже свои стихи, свои ощущения и воспоминания как музыканта – органиста. Так услышанная публикой музыка на её концертах становится органичным продолжением рассказа о классической «нескучной» музыке. И так было всегда: концерты Светланы Бережной уносят зрителя и вширь, и ввысь, переплетая географию, историю, литературу, и Вечную музыку! Музыковед, писатель, поэт, музыкант, ведущая – это всё Светлана Бережная в одном лице. Заслуженная артистка РФ Светлана Бережная весь свой многогранный талант посвящает яркому служению Искусству. А, как известно, музыка не имеет границ, являясь мировым достоянием для всех людей на планете Земля. Светлана Бережная выросла в музыкальной семье, где был культ «музыки». Она потомственный музыкант, и продолжает династию Бережных. Светлана считает себя «правнучкой» Василия Ильича Сафонова, и это заслуженно. Светлана Бережная — Генеральный директор филармонии им В.И. Сафонова, и она с честью хранит и продолжает дело своего ученического «деда». Его настоящий потомок правнук Василия Ильича Сафонова, его полный тёзка, живёт в США, но не музыкант, а программист. Он планирует приехать в конце июля на Фестиваль в Кисловодск.
Итак, мой дорогой читатель, вернёмся на концерт Светланы Бережной. «Париж – это центр культурной жизни Европы, так начала свой интересный рассказ музыкант,- именно здесь рождались самые прогрессивные течения в моде, искусстве, но и конечно в музыке. Парижская публика очень разборчивая, даже в чём – то капризная, она сходу освистывала и даже проваливала многие произведения начинающих композиторов. Так случилось с первой оперой «Ипполит и Арисия» Жана-Филиппа Рамо, он в отместку парижанам написал пьесу «Дикари», «Курица», которые я вам сейчас исполню».
Светлана виртуозно сыграла на клавесине музыку Рамо, в том числе пьесы «Менуэт» и «Аллеманда». Композитор был придворным музыкантом, и его музыка звучала в 18 веке во дворцах и особняках богатых вельмож. Поэтому под музыку клавесина перед зрителями на 2-х экранах, слева и справа от органа, гармонично стали проплывать картины архитектурного изыска, роскошь и лоск залов дворцов и замков Парижа.
Клод Дебюсси звучал в исполнении музыканта победоносно на фортепиано, он композитор авангардист — импрессионист. Париж как родина нового течения в искусстве не обошла и музыку. И, конечно, музыкальные произведения Клода Дебюсси, исполненные Маэстро Светланой на рояле, сопровождали работы другого Клода, но уже Моне, «родителя» течения импрессионизма в живописи.
Светлана Бережная искренне и с большой радостью поделилась своим восторгом со зрителями, рассказав как она, впервые увидела Париж. Она помнит, как она открыла для себя Холм Монмартр:
— Если у меня будет только два дня в Париже, я один день посвящу этому чуду. Представляете! Над всем Парижем возвышается белоснежный Собор Базилика Сакре-Кёр, его форма напоминает большой Крест. Здесь круглосуточно идёт служба, она не прерывается даже ночью. Каждый молящийся может попросить у Бога исполнения самого заветного и личного. Христос в этом Храме протягивает тебе своё сердце, это означает, что ты с чистым сердцем должен делать мирском миру. С этого холма открывается прекрасный вид на весь Париж.
Светлана Бережная поведала своему зрителю также про своё личное отношение к Собору Парижской Богоматери, по-другому Нотер-Дам де Пари, который в её творческой судьбе сыграл важную роль. Здесь в 2013 году ей посчастливилось сыграть на органе во время концерта, посвящённого 850-летию собора. Это память на всю её жизнь, ведь она здесь прикоснулась к частичке Вечности.
Мой дорогой читатель, всё же правильно сказал Великий Гёте: «Архитектура это музыка, застывшая в камне!» Светлана Бережная рассматривает архитектуру и музыку как одно целое. Поэтому её гражданская позиция не позволила ей «спрятать» от народа обнаруженные фрески на стенах в историческом зале им. В.И. Сафонова. Она выбила дополнительное финансирование на реставрацию бесценного Сафоновского зала и в 2027 году мы увидим его обновлённый.
«Король» музыкальных инструментов – орган звучал в заключение концерта. С транскрипции маэстро Светланы звучала музыка: Габриэль Форе, Леон Боэльман и Сезар Франк. А в это время на экране «проплывал» весь Париж по реке Сене. Вот: остров Ситэ, Эйфелева башня, Триумфальная арка на площади Шарль де Голля, мост Александра третьего, Лувр, музей Орсе и много других достопримечательностей.
Концерт пролетел на одном дыхании, вот и последний музыкальный аккорд органа. Гремит гром аплодисментов, великий музыкант современности –Артистка низко кланяется своим зрителям.
На этом концерте она душевно поговорила о Париже со своими зрителями. Это было прекрасно! Музыка, несомненно, помогла открыть немного тайн этого вечного города, который хочется увидеть и умереть. Светлана Бережная, прощаясь, произносит с оптимизмом другую фразу:
-Увидеть Париж и стоит жить!
Вот так прошёл ещё один день знакового Фестиваля, посвящённого 130-летию Государственной Северо-Кавказской филармонии…
Автор: Наталья Рожнова