Россия, как она есть. Срубить науку под самый корешок?

Министерство образования и науки в открытую «гробит» и науку, и образование, но тут кажется, что ученые никакой пользы для сумм прописью не приносят, поэтому с ними можно поступать как угодно. Такая позиция — самоубийственна для нашего государства, нашей страны, нашей русской цивилизации в целом. Молчать об этом или делать вид, что ничего страшного не происходит, было бы недостойно и даже преступно.

А.Нагорный.

В 1972 году был опубликован доклад Римскому клубу ­ международной организации, изучающей глобальные проблемы и будущее планеты ­ под названием «Пределы роста», в 1993г. ­ «За пределами роста», а в 2004г. ­ «За пределами роста: 30 лет спустя». Основная их мысль ­ человечество подошло к критической точке потребления ресурсов планеты Земля. Предлагалось остановиться и подумать, как жить дальше, чтобы не вымереть подобно динозаврам. Составители докладов подсчитали, что если поднять потребление продовольствия и товаров шести миллиардов землян до уровня потребления «золотого миллиарда», ­ природные ресурсы планеты будут исчерпаны в ближайшие 20­30 лет. В целях их экономии придётся производить «вечные вещи» ­ дома на 300 лет, машины ­ на 20­30 и т.д.Придется отказаться от либерально­рыночного «общества потребления». Потребуются новые материалы, новые технологии. Найти их можно только путём развития науки и образования.

Среагировали на эту ситуацию советские учёные. В 1982г. Институтом системного анализа Академии наук СССР был подготовлен секретный доклад руководству КПСС, в котором были предложены два пути развития страны: первый ­ кардинальное увеличение финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение, т.е., как сейчас говорят, в «человеческий капитал»; второй путь ­ имитация других цивилизаций, т.е. постоянное догоняние их в развитии. Руководство Союза ССР выбрало первый путь. Результат ­ первый в мире атомный реактор, атомный ледокол «Ленин» и многие другие достижения фундаментальной и прикладной науки.

Системы образования и здравоохранения в России признавались лучшими в мире. Президент США Д.Кеннеди констатировал: «Русские обогнали нас у школьной доски». Примечательно, но «поганые» большевики в 1917 году поставили на грамотность и образование. Безграмотность была ликвидирована в короткий срок.

Как ни странно, но создание системы научных учреждений и становление науки как передовой отрасли народного хозяйства приходится на период правления Сталина и при его личном участии. Это вызвалось фактом враждебного капиталистического окружения страны и необходимостью противодействия этой угрозе путём индустриализации и модернизации всего народного хозяйства. Сталину это удалось. Победа в войне, восстановление страны в кратчайший срок, повышение обороноспособности путём создания ракетно­ядерного щита подтверждают это. Без развития науки достичь таких результатов невозможно.

Именно в период правления Сталина в Союзе была создана сеть из одной тысячи таких научных учреждений, как научно­исследовательские институты Российской академии наук (РАН). Они работали над проблемами во всех отраслях народного хозяйства.

Об истории создания и дальнейшей судьбе одного из них рассказал в своём интервью газете «Завтра» в ноябре 2013г. под названием «Развитие науки определяет качество народа» академик Р.И. Нигматулин, директор НИИ океанологии РАН:  «Сейчас многие ругают Сталина. А между тем постановление о создании нашего института было подписано им в декабре 1945 года. Только что закончилась самая страшная война в истории человечества, страна была в крови и руинах, а создавались научные институты. Вот вам уровень государственного мышления! Когда к Ленину приходили всякие реформаторы, в ответ на их предложения он говорил одно: «Не шутите с Академией наук»». При создании института власть исходила из того, что океан занимает 72% территории земного шара. Океан обладает огромными резервами обеспечения белковой пищей человечества. Он обладает значительными возможностями разведения аквакультур».

Изучение океана важно для предсказания климата на земле, т.к., по мнению Р.И. Нигматулина, океан «диктатор» климата. Изучение продолжения континентального шельфа под водой прилегающих к России морей позволяет ей претендовать на его значительные территории, богатые нефтью и газом. Это важно для будущего страны. Исследования мирового океана необходимы для функционирования в нём подводного флота министерства обороны. Россия будет оставаться великой страной до тех пор, пока она будет являться великой океанской державой.

Проблемы у института, как и у науки в целом, начались вместе с проблемами в экономике России с приходом к власти рыночников­монетаристов в «бандитские 90­е». Денег на всё в стране стало категорически не хватать. Да и откуда им взяться, если от приватизации имущества могучей страны приватизаторы получили меньше, чем в маленькой (по сравнению с Россией) Венгрии, а за 20 прошедших лет «ушло» на Запад более двух триллионов долларов.

Институт, как и все НИИ страны, стал пытаться выживать, в основном, сдачей в аренду морских судов, помещений и оборудования, нужно было хотя бы поддерживать зарплаты ученых в размере меньше, чем у дворников из Азии в Москве. По словам Р.Н.Нигматулина, бюджета института хватает на то, чтобы одно судно дошло до Атлантики, но на его возврат денег не будет. В 2009г. Р.Н. Нигматулин просил у Путина (председателя правительства) «добавить к бюджету института хотя бы стоимость половины футболиста» (примерно 7,5 миллиона долларов). Ничего не изменилось до настоящего времени!

Такая же судьба у всех НИИ и у Академии наук. Вместо помощи власть стала натравливать на них правоохранительные органы с целью проверки ­ не кроется ли за арендами воровство? Кое­где кое­что нашли, а, скажите, где в России не воруют? Несмотря на то, что случаи воровства выявлены единичные, власть решила реформировать науку ­ отобрать у неё всё богатое советское наследство ­ здания, помещения, землю и т.д., объявив их непрофильными. А это значит ­ их можно продать (любимое занятие реформаторов). Создаётся новый «Академсервис» (помните ­ «Оборонсевис»?). Либеральная власть упрекает науку в том, что недостаточно внедряются в производство её открытия и изобретения. Но забывать о том, что заботиться об этом должна прежде всего сама власть, создав для учёных и предпринимателей нормальные налоговые и кредитные условия ­ хотя бы такие, как во многих странах Запада. По её вине в последние годы российская экономика фактически утратила инновационный (внедрение нового) характер. Сейчас внедрением технологических инноваций занимаются менее 10% отечественных компаний, тогда как в Германии ­ 69,7%, Ирландии ­ 56,7%, Эстонии ­ 55,1% и т.д. Внедрение нового в производство занимает, как правило, несколько лет. Кто из предпринимателей решится на это при убийственно дорогих «длинных» кредитах?

«Мы производим сырьё, из которого другие делают готовый продукт. То же самое относится и к интеллектуальному продукту. Идея в сыром виде попадает в мировой оборот. Одной стране она приносит прибыль в форме патента, другие страны зарабатывают на том, что воплощают её в жизнь. А в России остаётся довольствоваться славой государства, в котором рождаются умники. Россия ­ отсталая страна в очень простом смысле: мы отстаём не столько от кого­то другого, сколько от собственных возможностей», ­ свидетельствует декан экономического факультета МГУ А.Аузан. И продолжает: «Помимо природных ресурсов, у России есть ещё одно сильное преимущество глобального масштаба ­ это мозги. Страна умеет производить креативных людей. Соответственно, надо выстраивать экономику, основанную на креативности. На уникальных, малосерийных продуктах, креативных индустриях, опытных производствах».

Однако вместо поддержки Академии наук, Медведев и компания стали создавать свою «силиконовую долину» «Сколково». Умные люди сразу поняли, что из этого получится. Вот как охарактеризовал «достижения» либералов в создании наукограда «Сколково» академик Европейской академии наук, изобретатель клея «Бустилат» и пласто ­ асфальтобетона, ныне проживающий и работающий в Израиле Олег Фиговский: «Сколково» ­ это гениальное изобретение. Ранее почти 15 лет американцы искали в России студентов, которые что­то могут, и за свой счёт отправляли учиться в США, тратя свои деньги. Затем бывшие студенты оставались там работать. Теперь за деньги российского бюджета естественный отбор русских студентов для работы в США будет происходить прямо здесь. И самое главное ­ американцам не придётся ни за что платить». Возникает вопрос ­ зачем власть выделила на такой проект 125 млрд. рублей?

В печати были сообщения учёных о том, что в «Сколково» будут работать научные коллективы с Запада и изобретения, которые они совершат, будут принадлежать им, т.е. Западу. За русские деньги. И хорошие деньги! России ­ патенты, Западу ­ деньги. О.Фиговский рассказал, что в отличие от России в Израиле «у учёных очень приличные зарплаты, все серьёзные государственные решения не принимаются без научного обсуждения. Это создаёт особую атмосферу вокруг научных работников. Каждый учёный, если у него есть проект, получает от государства до 80% средств на его реализацию». К этому нужно ещё добавить ­ Израиль тратит на образование (в расчёте на 1 ООО человек) в 4,8 раза больше, чем в самых развитых странах мира.

10 сентября 2013года Госдума во главе с «Единой Россией» вынесла смертельный приговор РАН. А заодно и фундаментальным исследованиям. Вот как характеризует суть реформирования науки вице­президент Нано­технологического общества доктор наук Г. Малинецкий: «Из полноценной и стройной, но катастрофически недофинансированной системы фундаментальной отечественной науки мы получили фантастическую абракадабру ­ «голову профессора Доуэля». Некие умники отрезали мозг ­академию, а тело ­ научные институты РАН ­ выкинули. Сейчас «телом» ­1007 научными учреждениями ­ заведует Федеральное агентство по научным исследованиям (ФАНО), основную массу сотрудников который составляют «помпохозы» ­ помощники по хозяйству, которые ранее отвечали за скрепки и карандаши…

«Помпохозы» пытаются ставить научные задачи академикам, докторам наук, объясняют им: что и как надо исследовать. А главное ­ определяют научные стратегические приоритеты развития страны… Ныне никто не может сформулировать направление дальнейших междисциплинарных исследований, чем раньше занимался Президиум РАН… Я уже не говорю о поисках решений для нейтрализации глобальных, стратегических вызовов. И это накануне большой войны. Не прямого военного вмешательства, нет, а новых типов войны. Но донести свою точку зрения, свои наработки в этом вопросе до первых лиц государства невозможно ­ обратной связи нет. И это самое страшное».

Не потому ли Россия, обладая 30% минеральных ресурсов планеты, даёт всего лишь 2,9% ВВП мира, а в мировом производстве высокотехнологической продукции ­ 0,3%. И это в то время, когда в развитых стран 50% роста ВВП достигается за счёт научно­технического прогресса. Вместо привлечения к решению реальных задач экономики, ученых обязуют увеличивать цитирование их трудов в иностранной научной литературе и как можно больше печататься за границей. Наверное, для того, чтобы Запад побыстрее узнавал секреты их научных достижений.

«Эффективные» менеджеры из команды Медведева и Ливанова подготовили ещё один удар по науке ­ вернее, по её учёным. Они предлагают поправки в Трудовой кодекс, суть которых ­ запретить руководство научными институтами учёными старше 65 лет. Под увольнение попадают более 300 руководителей НИИ и 2000­2500 их заместителей. Для сведения ­ выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Пётр Капица руководил Институтом физических проблем в возрасте до 90 лет. Смогут ли руководить НИИ в возрасте 30­40 лет, если учёные степени они получили за последние 20 лет, когда всё продаётся. Учёных в возрасте 40­60 лет в стране осталось мало ­ инициативные уехали за границу за эти же 20 последних лет (более 600 тысяч человек). Реформаторы развалом НИИ провоцируют новый поток учёных ­ беженцев. «Ведущие университеты США получат огромный приток учёных из закрытых институтов РАН. Российская наука, в том числе в оборонной сфере, окажется в таком месте, откуда вылезти уже не сможет никогда» (А.Чуйков, «РАН. Приговор привести в исполнение»).

Реформаторский зуд Медведева и Ливанова не удовлетворён развалом РАН. Они задумали механическое слияние РАН с Академией медицинских наук и Российской Академией сельскохозяйственных наук, что, по мнению учёных, пойдёт во вред нашей науке. Почему реформаторов не устраивает существование трёх академий, у каждой из которых свои объекты изучения, свои материальные базы и специфические кадры учёных, миру учёных России непонятно.

И это ещё не всё ­ реформаторы пытаются доказать, что наукой должны заниматься университеты (как в США). Но у университетов, кроме Московского, для этого нет материальной базы ­ исследовательских центров, лабораторий, учёных ­ экспериментаторов. Университеты занимаются решением главной задачи ­ давать студентам высшее образование.

Попытка реформаторов при попустительстве высшего руководства страны по ­ существу ликвидировать Академию наук, созданную Петром первым и просуществовавшую около 300 лет, из стен которой вышло 18 Нобелевских лауреатов, путём превращения её из центра фундаментальной науки в клуб академиков, которых, по их мнению, слишком много, вызвала шквал протестов среди учёных и россиян, понимающих, чем это грозит России. В защиту РАН выступили 7 иностранных лауреатов Нобелевской премии в открытом письме на имя В. Путина. Подействовало ­ президент приостановил на один год действие закона о реформировании РАН. Год прошёл. Руки реформаторам науки развязаны ­ разрушение науки продолжается. Забыли реформаторы и стоящие за их спиной шутку выдающегося физика, академика Л.А.Арцимовича: «В России нельзя реформировать две вещи ­ Православную церковь и Академию наук». Опрос граждан, проведённый в 2013 году, показал, что «уровень доверия граждан к Академии наук сравним с уровнем доверия к президенту и Православной церкви: лидерство в вопросе о доверии граждане отдают РПЦ (24%), президенту (16%), РАН (15%). «Скорее доверяют» РПЦ (66%), РАН ­67%, президенту ­ 63%.

Реформированием Академии и НИИ реформаторы не ограничились ­ они решили реформировать высшее образование. Медведев подписал концепцию развития образования на 2016­2020годы. «Развитием» названо уничтожение 40% так называемых «неэффективных» вузовов и 80% их филиалов. По мнению реформаторов, в стране развелось слишком много вузов ­ более 1000. Нужно закрыть 400 из них. Для обоснования эффективности стали их проверять. В списки «неэффективных» попали сотни старейших вузов с репутацией, в том числе Красноярский и Челябинский госуниверситеты, правовая академия Минюста, Московский госуниверситет путей сообщения и т.д. Оказалось, что самые сильные вузы в Чечне и Ингушетии, все вузы и их филиалы в Костромской области неэффективны, а в Курской области ­ ни одного. Кто поверит в объективность проверок?

Правительство решило, что в стране слишком много студентов ­ 6 млн. (10 лет назад их было 4 млн.). Среди россиян в возрасте от 25 до 64 лет 53% имеют дипломы «вышки», а в передовых странах запада ­ только 31%. Правительство справедливо озабочено тем, что число обучающихся в колледжах и техникумах за 4 года снизилось на 600 тыс. человек. А стране катастрофически не хватает квалифицированных рабочих.

В одном можно согласиться с реформаторами ­ если им удалось бы пресечь массовую выдачу вузами «липовых» дипломов. Но они этим не занимаются. Это делают ФСБ и полиция. Пожелаем им успехов.

А правительство лучше бы занялось увеличением финансирования бюджетного образования ­ на него в России тратится 4,3% ВВП и предполагается сокращение до 4,1 ­ 3,5%. В Бразилии, например, расходы на образование планируют увеличить с 5,5% до 10% ВВП. Только бюджетное образование в какой­то мере уравнивает богатых и бедных студентов (при условии, если места в вузах не продаются богатым).

С 1990­х годов расходы на образование в реальном исчислении сократились примерно в 8 раз. Реформаторам не следует забывать, что наука и образование формируют и определяют качество народа. Но, видимо, высокое качество народа им не нужно. С «быдлом» ведь меньше проблем!

В.Лунёв,

пенсионер МВД, подполковник милиции, член Союза

журналистов России.

Начало в №5­11. Продолжение следует. А все предыдущие номера еще можно приобрести в редакции: в Кисловодске наш тел.6­85­32.

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.