Старинная архитектура, которую мы потеряли

Старинная архитектура, которую мы потеряли Юрий ЖВАНКО

В грустном настроении открываю тему под общим заголовком «Старинная архитектура, которую мы потеряли». Эти три заметки — лишь начало  большой темы, за которую я решил взяться. Терять то, к чему привыкли, что стало дорогим, а теперь вдруг исчезает, всегда больно и грустно. Когда приходишь на место, а там пусто. Если я почувствую отклик, пусть даже критический, я буду продолжать эту тему. У меня большой, с середины 1970-х годов, материал о старинной архитектуре КМВ и особенно нашего Кисловодска.     

Еще несколько слов, уводящих, казалось бы, в другую сторону, но они по теме…  Мне иногда говорят или пишут в отзывах в НК: «Юрий, мы ведь ходим по этим местам, видим то же самое, но чтобы так передавать…», «Как же вы красиво фотографируете Кисловодск…»    Хочу всем сказать: я не фотографирую Кисловодск — я признаюсь ему в Любви. И люди, которые тонко понимают Кисловодск, борются за него, когда встречают несправедливость,  так же признаются ему в своих к нему чувствах, возможно, гораздо сильнее моего.

1. Представим, что мы на самых верхних отрогах Ребровой балки, где идет грандиозная стройка санатория, который получит вскоре имя Серго Орджоникидзе. На дворе эпоха социалистического реализма. Его (соцреализма) концепция  – демонстрация всеобщего оптимизма и идеализация коммунизма. Мощь и помпезность сталинской архитектуры заявляет миру, что в стране победившего социализма рабочие должны отдыхать в прекрасных условиях. Роскошные дворцы здоровья сверху похожи  то  на самолет («красные камни»), то на гигантскую  гайку, — один из корпусов нашего санатория.   Сам  нарком промышленности Серго  Орджоникидзе с лучшими зодчими СССР выбирал  место  для этой стройки, тщательно изучались  места подъездов к нему, одна Леонидовская  лестница,  известная  всему архитектурному  миру, чего стоит.   Недавно прочитал,  что к ней открыли экскурсионный  маршрут. Корпуса  санатория украшали  красивые душой и телом  герои будущих побед —  скульптуры  молодых людей,  будто говорящих  прогуливающейся  публике: будь здоров  и готов к труду и обороне, как я.

Вот об одной такой скульптуре мы и поговорим.  Старинная архитектура — это не только  здания, и об этом я писал  еще в июле 2017 года в НК в материале об истории старинной  стены, которую в те дни как раз  и  замуровывали. Старинная архитектура — это очень и очень многое, и утрата навсегда одного из компонентов  невосполнима.   Думаю, без показанных на этих  фотографиях  скульптур, которых в реальной  жизни  больше не существует, новые экскурсии  по Леонидовской лестнице обеднели. С этим трудно смириться.

Скульптуры   погибали долго.  В 90-е и в начале  нулевых , когда санатории  были  почти  пустые, никому до них не было дела, думаю санатории не имели даже  краски  их  подкрасить – были заботы поважнее.  Изредка заходил к ним для фотосессий, видел  оголившуюся  арматуру,  висящую на ней кисть руки.  Это зрелище отдыхающий  из нашего  города-побратима Экс-ле-Бена  месье Ги   назвал «концом Римской  империи».  На следующий  год у статуи уже висела  нога,  дальше — больше.  Скульптуры становились просто  позором.  Еще через год их уже не было… Кстати, подобная скульптура, стоящая   у  санатория «Красные камни», абсолютно  в порядке, она есть на снимке.

В  мире сейчас большой интерес к  соцреализму, издаются книги , фотоальбомы, каталоги,  проводятся  выставки соцреализма, аукционы картин и предметов этого направления. Цены часто зашкаливают.  Кстати, посмотрите у себя дома: возможно, у вас есть фарфоровые статуэтки балерин, летчиков, танкистов, конькобежцев, лыжниц, металлических подстаканников — и тому подобное. Это тоже изделия  соцреализма, они тоже востребованы, особенно выпущенные до 1950-х годов.

2. Это фотографии красивого дореволюционного здания, известной как дача Тер – Макарова. Здание в курортной зоне, напротив дачи «Кундури» (корпуса Военного санатория), хорошо сохранилось, имело большую территорию. Вниз от него вела живописная лестница к улице Шаляпина.  В начале 2020 года ее тихо снесли.

У здания было много хозяев: в 1950-х годах в нем располагался пансионат матери и ребенка, в 1990-х — филиал института, а в последние годы его купил Прасковейский винзавод.  Планы были и открыть там музей завода,  дегустационный зал, но получилось, «как всегда»…

Я не могу понять одного: ну если ты купил красивое старинное здание, то зачем его сносить? Это все равно, что распилить алмаз на куски и продать в десять раз дешевле. Почему не реставрировать его, хотя и реставрация там не нужна: здание крепкое, простояло  больше века и еще бы стояло десятки лет. Можно было сделать хороший, качественный ремонт фасада, интерьеров, при необходимости — перепланировку, ведь там не было никаких утраченных фрагментов самого здания, никаких прилепленных «скворечников», как это часто бывает в городе (на фото).  Уже то, что это здание  старинное, красивой архитектуры — это дополнительная «звезда» на фасаде. А теперь наверняка, выждав еще немного, выстроят очередной «новодел», не представляющий  большой ценности, — каких сотни. Конечно, я знаю, что мне сейчас наговорят: здание совсем старое, вот-вот развалится  и т.п.   Ничего подобного!  А вот восстановить его, даже если сильно захотеть — не получится. Даже  кладку такую, как была, уже положить не смогут.

И даже чувства гордости, что ты владелец, обладатель чего-то редкого, старинного, существующего в единственном экземпляре, таким людям не дано…

3. Главные Нарзанные Ванны. Одно из красивейших зданий Кисловодска и Кавказских Минеральных Вод. Шедевр архитектора Клепинина, который был в 2016 году капитально отреставрирован и стал предметом восхищения и популярнейшим объектом для фотосъемок. И все же… Осталась ложка дегтя.   Самые большие четыре башни, по две с северной и южной стороны были снесены. Их заменили на угле- пластиковые  копии. Это современный материал, очень прочный, легкий и дорогой, из него делают корпуса гоночных болидов, самолетов, яхт и т. д. Летним вечером к зданию скромно подъехал грузовичок,  в котором стояли похожие на матрешки четыре пластиковые копии башен. Их вскоре и поставили.      Сейчас понятно, что оригинальные башни можно было отреставрировать. Но — тогда говорили, что это будет и долго, и дорого. Но ведь основные башни здания Главных Нарзанных Ванн этого стоят! Прошло уже шесть лет. Как говорится поезд давно ушел. Однако остается соблазн и возможность заменять очень сложные фрагменты из камня на пластиковые «вставные челюсти», отпечатанные на принтере 3D, и в других старинных  зданиях. Но ведь речь идет о старинной архитектуре, а не о замене коленного сустава! И представим только, какими могут стать наши города, если идти этим путем.    Недавно в Кисловодске прошли съемки фильма «Чебурашка». На Курортном бульваре напротив фонтана «Лягушки» в качестве реквизита мастерами и художниками съемочной группы была построена «Кофейня» — так называемый дом  «Чебурашки». Даже с небольшого расстояния он выглядел солидно, а когда художники «состарили» его, то все и вблизи смотрелось очень реально. Он и после съемок стоял на проспекте практически открытым еще месяц. Я снимал этот объект и снаружи, и интерьеры, видел и знал, что это сделано из картона, пенопласта, который можно проткнуть пальцем, немного дерева и стекла, превращенных в витражи. Но все-таки это реквизит, бутафория, это служит короткий срок, и так снимают кино во всем мире. А ведь тогда было не кино .  Четыре огромные четырехметровые каменные башни были утеряны  навсегда. Прямо на крыше  при большом стечении людей их раскрошили перфораторами на куски при немой реакции очевидцев. А ведь красивейшее здание Главных нарзанных ванн, гордость Кисловодска — это «симфония в камне», а не в пластике… С такими шедеврами старинной архитектуры нужно быть очень бережными…

Поделиться или сохранить к себе:
Наш Кисловодск
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.

  1. Наталья Славгородская

    Я согласна совершенно с автором, так как сама 6 лет наблюдаю как разрушается объект культурного наследия «Грязелечебница», до которого у санатория «Крепость» дела нет. Водосточные трубы забиты листвой и не выполняют своего назначения, вся вода стекает по стенам и разрушает здание. Мимо по старинной лестнице проходят экскурсии, и вся Россия, глазами приезжих туристов, видят как разрушается у нас в Кисловодске памятник архитектуры. Жаль, что Матвиенко Валентина Ивановна не спускалась по этой лестнице в Нижний Парк, было бы уже указание чиновникам :»Разобраться!»

    Ответить
  2. Ирина

    Хорошая статья. Злободневные вопросы поставлены перед современниками нашими…..

    Ответить
  3. Дьячков Алексей

    Печально, что бесценные творения, обесценивают и продают за гроши.

    Ответить