14 декабря, в субботу, в 16.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Зал Скрябина Северо-Кавказской филармонии им. В.И.Сафонова (г.Кисловодск) на концерт «Музыка звезд». В программе с симфоническим оркестром филармонии выступят лауреаты международных конкурсов: Александр Рамм (виолончель), Никита Лютиков (кларнет) и Андрей Тарануха (ударные инструменты). В программе: Первый виолончельный концерт Гайдна, Первая рапсодия для кларнета Дебюсси, Концертная фантазия на темы из оперы Верди «Риголетто» Луиджи Басси, Первый концерт для маримбы Нея Розауро и Увертюра «Кориолан» Бетховена. Дирижер – Заслуженный артист России Алексей Васильев.
Концерт откроет увертюра Бетховена «Кориолан», созданная в 1807 году для одноименной постановки трагедии австрийского драматурга Генриха Коллина. Трагическая история жизни и саморазрушения мощной личности римского полководца, жившего в V веке до н. э., вдохновила композитора на создание этого сочинения. «Музыка гнева» — такая характеристика утвердилась за увертюрой. Произведение в полной мере отражает образ главного героя, живущего в конфликте с самим собой. Этот поединок начинается с первых тактов.
Среди огромного наследия Гайдна насчитывается около пятидесяти концертов для солирующих инструментов. И только два – для виолончели. Первый виолончельный концерт до мажор сочинен в первой половине 1760-х годов для друга Йозефа Франца Вайгля, виолончелиста капеллы князя Эстерхази. Произведение очень трудное, даже для супервиртуозов: быстрая смена настроений, сложная техника. Третья часть играется в очень быстром темпе. Первым по скорости исполнения был Мстислав Ростропович. Долгое время партитура считалась утерянной, но спустя почти два столетия была обнаружена в архиве Национального музея Праги.
Первая рапсодия для кларнета с оркестром соль-бемоль мажор была написана Клодом Дебюсси в 1909 году, когда он работал в жюри конкурсов духовых инструментов в Парижской консерватории. Сочинение, созданное в импровизационной манере, построено на чередовании разнохарактерных эпизодов, создающих яркую, образную картину природы. Композитор называл Рапсодию одной из самых «приятных» своих пьес. Произведение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу Просперу Мимару. В России сочинение было исполнено в 1911 году, отзывы были нелестные. По этому поводу композитор даже пошутил: «Не принимают ли они кларнет за инструмент революционной пропаганды».
Итальянский композитор и кларнетист Луиджи Басси сочинял музыку с практической целью – расширить репертуар инструмента. Он также был главным кларнетистом миланского оперного театра La Scala и в числе первых исполнял некоторые произведения Бетховена. Известность ему принесли многочисленные фантазии на оперные темы. В программе вечера прозвучит Концертная фантазия на темы из оперы Верди «Риголетто» для кларнета и фортепиано, написанная в 1865 году.
Нэй Розауро, современный бразильский композитор и перкуссионист, обучаться музыке начал с гитары самостоятельно в 12 лет. В 1972 году поступил на композиторский и дирижерский факультеты Бразильского университета, здесь же стал учиться игре на маримбе. Продолжил обучение в Вюрцбургской Высшей школе музыки в Германии у профессора Зигфрида Финка – одного из самых известных перкуссионистов и педагогов этого направления. В тот период, чтобы развивать собственную технику игры, Розауро написал первые произведения для ударных. Концерт №1 для маримбы и струнного оркестра ля минор (1986) впервые прозвучал в авторском исполнении на выпускном магистерском экзамене. Сегодня это сочинение входит в традиционный репертуар маримбистов всего мира. Стиль сочинений Розауро строится на соединении мелодий и ритмов, характерных для бразильского фольклора, с использованием разнообразных звуковых эффектов.
Александр Рамм (виолончель), 36 лет – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народной артистки СССР профессора Натальи Шаховской) и Берлинской высшей школы музыки им. Эйслера (класс профессора Франса Хелмерсона). Обладатель Гран-при на Московском Фестивале Романтической Музыки (Москва, 2006). Лауреат III премии V Международного конкурса виолончелистов Paulo Cello Competition (Хельсинки, 2013). Лауреат II премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2015). Лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2023 года. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2011 года.
Никита Лютиков (кларнет), 33 года – выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста России, профессора Андрея Казакова). Солист оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича. Победитель IV Международного конкурса духовых инструментов (Лонг-Айленд, Нью-Йорк, 2007). Лауреат Международного конкурса кларнетистов в Генте (Бельгия, 2015). Обладатель специального приза “Verdiana Prize” за лучшее исполнение пьесы А. Шора «Вердиана» на Международном конкурсе “Winds Classic International Festival” (Германия, 2016). Участник программ Дома музыки с 2008 года.
Андрей Тарануха (ударные инструменты), 19 лет – выпускник Лицея Искусств «Санкт-Петербург» (класс Заслуженного работника культуры РФ Бориса Эстрина). С 2023 года – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Лауреат I премии II Международного конкурса молодых музыкантов «Art-Premium Awards» (Санкт-Петербург, 2016). Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля «DrumsFest Russia» (Москва, 2016). Победитель IV Международного конкурса исполнителей на ударных инструментах (Санкт-Петербург, 2022). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Пресс-служба Санкт-Петербургского Дома музыки