Первый Всероссийский конкурс-фестиваль исполнителей на классической гитаре имени Юрия Аргамакова открылся в нашем городе. Участие в нем принимают 150 гитаристов в возрасте от 6 до 30 лет. Состязаться им предстоит в 4 номинациях: «Солисты», «Ансамбли учащихся», «Ансамбли «педагог-ученик» и «Гитарный оркестр».
На церемонии открытия гостей приветствовали руководители администрации и думы города-курорта, директор ДМШ Александр Николаев, председатель жюри Сергей Матохин, известные музыканты. Музыкальный подарок подготовил к этому событию вокальный ансамбль ДМШ, исполнив песни «Мир не прост», «Птица счастья», «Надежда» и другие.
Учредителем конкурса, проводящегося на базе ДМШ имени С.В. Рахманинова при поддержке министерства культуры СК, выступила администрация города-курорта Кисловодска.
С ГИТАРОЙ В РУКАХ. О ЮРИИ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ АРГАМАКОВЕ
Вспоминая Юрия Александровича Аргамакова — сразу представляешь его с гитарой в руках. Потом уже, постепенно, начинают проступать другие черты его личности, надо сказать, удивительно многогранной.
Родился 3 июня 1940 года. В первые годы войны погибает его отец, и мама в 20-ть с небольшим лет остается одна с двумя малышами: Юрой и его сестричкой Любой. Отчаяние, боль, борьба за жизнь — и, видимо, с тех пор уже, несломимая воля Юрия Александровича. Борьбой, только уже с онкологией, и закончился его путь. А между началом и уходом — огромная, иногда очень трудная, но невероятно творческая и интересная — целая эпоха.
Будущий капитан дальнего плавания, курсант мореходного училища, чемпион Мурманской области по тяжелой атлетике, Юрий Аргамаков, из-за непростой, с осложнениями, операции аппендицита, остался на берегу на неопределенное время. Из Мурманска он едет в Москву, чтобы, наконец-то, не в записи, услышать выступления Александра Михайловича Иванова-Крамского. Именно под его влиянием Юрий Александрович взял в руки гитару несколько лет назад и начал заниматься самостоятельно, с огромным рвением. Впрочем, как и живописью: он пишет картины; так, для себя, но с большим энтузиазмом.
Побывать на концертах, а тем более, побеседовать, услышать советы Александра Михайловича не так-то просто, и, чтобы лично познакомиться, Юра подает документы в училище при Консерватории, где в этом году класс гитары набирает Иванов-Крамской. Похожая ситуация и с Суриковским училищем: очень хочется посмотреть работы молодых художников, поговорить с преподавателями. Подав и туда документы, можно все это осуществить. Для этого, правда, придется сдавать вступительные экзамены — и в Мерзляковское, и в Суриковское. Но это его не останавливает. Экзамены в оба училища сданы успешно. И он принят. Как потом рассказывал Юрий Александрович, выбор в пользу гитары он сделал сразу, почти не колеблясь.
И началась уже совсем другая, новая жизнь. Вместе с ним у Иванова-Крамского учатся Николай Комолятов, Евгений Ларичев, Наталия Иванова-Крамская, Феликс Акопов и многие другие. За несколько лет обучения в Москве, по словам Юрия Александровича, он испытал огромное счастье от соприкосновения с Инструментом, от общения со своим Учителем, друзьями! А главное — стал прекрасным исполнителем, искренним последователем школы А.М. Иванова-Крамского.
По окончании — опять сложный выбор: поехать к родным в Кисловодск или остаться в Москве. Все-таки, — Кисловодск и Северо-Кавказская государственная филармония. В ней, несмотря на многочисленные приглашения в Москву и Ленинград, Юрий Аргамаков остался работать до самой пенсии. Программы, которые он представляет на суд публики, настолько разнообразны, профессионально отточены, интересно выстроены, а популяризация гитары и любовь к ней так сильны, что они сделали свое дело. Этот инструмент вызывает неподдельный интерес у жителей КавМинВод и многочисленных отдыхающих — гостей Всесоюзной здравницы. Юрия Александровича приглашают сначала в музыкальную школу, а затем в музыкальное училище в Минеральных Водах. И, наверное, почти все мальчишки Кисловодска брали у него уроки игры на гитаре. Среди его учеников есть и концертирующие гитаристы, и преподаватели гитары, но, самое главное — он сумел привить трепетную любовь к своему инструменту огромному количеству людей, которые потом и не стали профессиональными музыкантами. А на его концертах слушатели, далекие от музыки, через несколько минут влюблялись в гитару. Они плакали и смеялись вместе с ней. Но самое ценное, пожалуй, становились чуточку другими, что-то по-детски чистое пробуждалось в их душах. Об этом говорили многие его постоянные поклонники.
И дверь гостеприимного дома Юрия Александровича и Ирины Юрьевны, его замечательной жены и пианистки, в прямом смысле всегда была открыта. Открыта для всех, кто любит гитару. Такие люди, оказавшись в Кисловодске, обязательно попадали к ним в гости. Среди них Херлуф Бидструп, Сергей Орехов, Евгений Ларичев, Лев Шумеев, Леонид Папандопуло — художники, музыканты, ученые. Со многими глубокая дружба продлилась до конца жизни.
При этом у самого Юрия Александровича было очень много увлечений: он пишет картины, собирает предметы старины, занимается реставрацией, прекрасно работает по дереву, с конца восьмидесятых поёт в храме. В краеведческом музее Кисловодска можно видеть его работу — макет дома Реброва, в котором останавливались Пушкин, Лермонтов, Александр II,будучи в Кисловодске. А сколько картин, вещей, созданных Юрием Александровичем, или отреставрированных им, были подарены друзьям, близким.
Кстати, Юрий Александрович сподвиг своего друга, тоже бывшего моряка, гитариста-любителя, Родионова Николая Андроновича на создание гитар. Тот стал очень известным гитарным мастером в СССР. А ученик Николая Андроновича, Сергей Самойлов, тоже друживший с Юрием Александровичем, — теперь знаменитый мастер. Он и подал идею назвать конкурс именем Юрия Аргамакова.
Сложно представить, как при столь насыщенной жизни хватало времени на занятия . Но трудолюбие было таким, что гитару Юрий Александрович, казалось, вообще никогда не выпускал из рук. Однажды, работая на станке, он отрезал себе кусок пальца на правой руке. Его пришили в обычной Кисловодской больнице, после чего, через пару месяцев, преодолевая боль, продолжил концертную деятельность. Упорнейшие, часто ночью (бедные соседи!) занятия — и как результат — новые программы, обработки, переложения народных и классических произведений, собственные сочинения, мини-пластинка на фирме грамзаписи «Мелодия» с произведениями Иванова-Крамского, передачи на телевидении.
Правда, не хватило времени на «нужные» знакомства и связи. Юрий Александрович говорил, что очень жалко этого самого времени и сил на обивание порогов и выбивание званий. Но без этого званий, привилегий и т.д. не давали. Ему и не дали. Тогда было все равно. В конце жизни говорил об этом с горечью и обидой. Сейчас мы, его родные, друзья, ученики, коллеги, пожалуй все, кто знал Юрия Александровича, очень скучаем без него. Замечательно, что есть возможность еще раз вспомнить, сказать добрые слова о нем, воздать должное, оценив его очень важный вклад в гитарное искусство.
Спасибо всем, кто участвовал в организации конкурса-фестиваля имени Юрия Аргамакова.