Почти четверть века назад человек, родившийся в нашем городе, Нобелевский лауреат, только что вернувшийся из долгого изгнания, посетил Кисловодск. Это был Александр Солженицын. Шел 1994 год. Проехав поездом почти через всю страну от Дальнего Востока до Москвы со многими остановками, многотысячными встречами на этом пути, он оказался, наконец, в Большом зале Кисловодской Государственной филармонии, кстати, в двух-трех сотнях метров от места, где родился.
Зал был переполнен. На сцену к писателю выстроилась длинная очередь за автографами. Солженицын сидел за столом, перед ним лежала офицерская портупея и десятки открытых книг там, где он должен был что то написать. Я был от него на расстоянии вытянутой руки, откуда и проводил эту, почти двухчасовую фотосессию…
Не буду описывать здесь подробности, отмечу лишь маленький эпизод, взволновавший меня. В очереди стояла пожилая женщина. Это была Евгения Польская, известный журналист и краевед. Она прижимала к себе какой то небольшой предмет,
завернутый в белую ткань. Когда ее очередь подошла, она протянула писателю маленькую хрустальную или стеклянную вещицу. На несколько секунд их взгляды встретились. Не дав ей убрать руку, он накрыл ее своей (на фото)
Почти тот же момент, что был показан в фильме «Холодное лето 1953 года»: когда встретились идущие навстречу двое мужчин с деревянными чемоданчиками, на несколько секунд остановившиеся прикурить сигарету от сигареты, непрерывно глядя друг другу в глаза, и так же молча разошлись… Евгения Борисовна тоже не избежала своей порции лагерей. Удивительно, как же точно люди той эпохи могли вычислять «своих». Тогда я и помыслить не мог, что спустя четверть века писатель снова окажется недалеко от этого места, в Кисловодске — уже застыв в бронзе.
К Солженицыну очень разное отношение. Это нормально, это понятно. Но, не хочешь — не читай его произведения, не смотри на его скульптуру. И еще, наверное, в Нобелевском комитете заседают высочайшие профессионалы слова, которые всей своей жизнью и своим творчеством заслужили принимать такие решения. Далеко не в каждом городе рождаются лауреаты Нобелевской премии. В Кисловодске — да.
Во многих городах мира есть много примеров того, что там стоят памятники самым спорным личностям: королям, которым отрубили головы, императорам, которых сгноили на островах… Их не сносят. Такова история. Это еще и произведения искусства. И, наконец, мне лично нравится эта работа Церетели. В Кисловодске, к счастью, много прекрасных памятников: и в стиле соцреализма и академических. Не будем же трогать никаких! И пусть будет еще в нашем городе и этот авангардный памятник, с элементами академизма, естественно.